Украинская летчица Надежда Савченко, обвиняемая в пособничестве убийству российских журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, голодает в московском СИЗО уже 80 дней. В минувшие выходные ФСИН пришлось опровергать сообщения о ее смерти. А в понедельник глава Совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов и член совета Елизавета Глинка отправились в больницу изолятора, где содержится летчица.
«Каждый раз, встречаясь с ней, мы пытаемся ее уговорить прекратить голодовку. Речь идет о ее жизни. Мы не заинтересованы в том, чтобы она погибла в СИЗО», — пояснил Федотов.
Однако миссия не увенчалась успехом. Доктор Лиза, как знают руководителя благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку, не захотела пересказывать аргументы, которые использовали члены СПЧ. «Я этого не буду говорить. Мы просим по-разному. Нет стандартных голодовок, и нет стандартных слов, которые могут заставить человека решить прекратить голодовку. Это длительный процесс.
Она ставит условия, которые мы не можем выполнить.
Но здесь все не касается политики. Это касается ее здоровья и ее жизни», — пояснила «Газете.Ru» доктор Лиза.
Савченко требует одного — изменить меру пресечения. «Если ей заменят меру пресечения на домашний арест, то она прекратит голодовку. Она сказала, что было бы очень правильно, чтобы это решение было принято 8 марта, в Международный женский день», — сказал Федотов.
Летчица выглядит очень усталой. «Она чувствует себя плохо, жалуется на слабость, озноб, сильную сонливость.
Ее вес сейчас — 55 килограммов плюс-минус 100 граммов», — поясняет Глинка.
С представителями СПЧ Савченко «говорит на том языке, на каком ей удобно», говорит Глинка. «Когда она хочет – она говорит на украинском, я понимаю украинский язык. Когда хочет — говорит на русском. Нашему общению это совершенно не мешает, — поясняет доктор Лиза. — Она лежит в больнице, одна в трехместной палате. Она находится под круглосуточным наблюдением. За ней следят, измеряют давление, сахар, берут на анализ кровь. Она получает минимальную поддерживающую терапию и в настоящий момент переход на нормальную еду для нее исключен».
Савченко попросила членов СПЧ, чтобы к ней допустили иностранных врачей, в том числе украинских, которые бы проверили ее состояние. «Думаю, что в следующий раз мы навестим ее после осмотра иностранными врачами», — добавила Глинка.
Адвокаты летчицы сообщают, что у нее начались проблемы с почками. «Уже намечались определенные проблемы с желчным пузырем и с почками, вот сейчас мы видим, что эти проблемы встают в полный рост», — заявляет адвокат Илья Новиков.
На прошлой неделе ее второй адвокат Марк Фейгин заявил, что у летчицы воспалились вены на руках от инъекций глюкозы. «Она действительно отказалась от инъекций глюкозы. Вызвано это тем, что у нее в местах локтевых сгибов на обеих руках, куда ей практически ежедневно в течение определенного времени вводили глюкозу, появились опухоли и сильные покраснения. Вены у нее очень плохие, и прокалывать их непросто», — говорил Фейгин.
Между тем российские власти не считают тяжелым состояние летчицы. Защита Савченко заявила, что получила ответ Минюста России в рамках рассмотрения своей жалобы в ЕСПЧ.
«ЕСПЧ передал нам материалы, полученные по нашей жалобе от России. В ответе Минюста говорится, что состояние здоровья Савченко удовлетворительное», — говорит Новиков.
В понедельник же уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека Валерия Лутковская обратилась к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой изменить меру пресечения для Савченко в связи с резким ухудшением состояния ее здоровья. «Подобный шаг с вашей стороны станет актом гуманизма, поскольку позволит сохранить жизнь Надежды», — отмечает украинский омбудсмен.
Также 2 марта президент Украины Петр Порошенко присвоил Савченко звание Героя. Он выразил уверенность, что летчица будет освобождена, после чего он сможет лично вручить ей Золотую звезду Героя.