Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на форуме в Давосе, признал, что ситуация в экономике очень тяжелая. Политик не исключил того, что она будет ухудшаться, к чему должны готовиться не только власти, но также бизнес и общество.
«Для многих нынешняя ситуация не видится как шок, но это неправильное понимание ситуации… Нужно готовиться к тому, что люди будут выходить на рынок как безработные, и их нужно адаптировать к новыми условиям, — считает Шувалов. — Антикризисный план 2015 года должен быть рассчитан на то, чтобы помочь ориентироваться в «жесткой посадке». Экономика жестко присаживается. Надо научиться всем, начиная от рядовых граждан до крупных корпораций и федерального правительства, жить в новых условиях».
Новые условия, о которых говорил вице-премьер, уже ощутила на себе значительная часть российского общества.
Резкое падение курса рубля оказалось не единственной бедой. Многие компании были вынуждены значительно урезать штат
— это касается как частных, так и государственных предприятий и учреждений. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты подтвердили факты масштабных сокращений.
Безработная столица
Несмотря на то что Москва традиционно считается цитаделью вакансий, в настоящее время ситуация на рынке труда изменилась в худшую сторону. Как поясняют специалисты, в столице сейчас по большей части под сокращение попадают медики.
«В основном сокращают медицинских работников, — рассказала «Газете.Ru» заместитель директора центра занятости Западного округа Марина Мельникова. – Это врачи, медицинские сестры, санитарки, регистраторы. Когда нам подавали списки, оказалось, что из числа сокращенных медиков треть — пенсионеры, треть — иногородние жители и треть — москвичи».
Валовое сокращение медработников подтвердили и в центре занятости Центрального округа Москвы. Но в то же время отметили и другую особенность: без работы в последнее время все чаще остаются сотрудники банковской сферы.
«Такая тенденция начала прослеживаться в ноябре-декабре прошлого года и продолжается сейчас, — прокомментировали «Газете.Ru» ситуацию в центре занятости ЦАО Москвы. — Банки постоянно сокращают своих сотрудников: кассиров, менеджеров. В большинстве своем это молодые люди от 25 до 30 лет. Но в основном все же сокращают медработников пенсионного и предпенсионного возраста. Пенсионерам, конечно, очень сложно найти работу: у них один шанс из ста найти новое место работы».
При этом эксперты отмечают, что количество сокращенных на порядок превышает показатели предыдущих лет.
«С начала этого года более 1500 человек по нашему округу были сокращены. Это намного больше по сравнению с прошлыми годами,
— сообщил «Газете.Ru» начальник отдела содействия созданию рабочих мест и учета вакансий ГКУ ЦЗН ЮАО Родион Юхневич. — Среди сокращенных очень много представителей старшего и младшего медицинского персонала. Причем среди медиков половина — пенсионного возраста. Только с 1 декабря к нам на учет стало более 800 медработников. Это только по нашему округу. Мы им ищем вакансии, направляем на работу, но из этого числа на данный момент трудоустроилось только четверо».
Иван пять лет проработал в одной из столичных поликлиник специалистом по лечебному массажу. Однако, как выяснилось, его специальность в условиях кризиса и реформы здравоохранения оказалась не нужна.
«Ко мне подошел главный врач поликлиники и сказал, чтобы я занялся поиском новой работы. Уже в феврале меня сократят. Конечно, какая-то компенсация будет выплачена, но основная проблема не в деньгах. — рассказывает медработник. — Дело в том, что вакансий по моей специальности нет ни в государственных, ни в частных клиниках. Сначала я подумал, что не все так плохо: заработаю частной практикой, тем более что контакты пациентов у меня остались. Но в кризис люди стали считать массаж роскошью.
Конечно, совершенно не хочется, но, по-видимому, придется устраиваться работать на склад грузчиком или экспедитором. Загублю руки, но это лучше, чем опухнуть с голода».
В Южном округе столицы помимо медиков под сокращения попали и работники других сфер.
«На учет к нам становятся в большом количестве менеджеры, ведущие специалисты социальной сферы. В связи с тем, что закрывают ЗИЛ, много инженеров осталось без работы», — добавил Юхневич.
А вот руководитель портала Superjob Алексей Захаров убежден, что найти работу в Москве не проблема. «Если мы говорим о Москве или крупных мегаполисах, то абсолютно любой человек абсолютно любой специальности может найти себе работу в очень короткий срок, — заверил Захаров «Газету.Ru». — Совсем не обязательно, что на этой должности будет именно тот уровень зарплаты, который он хотел бы получать. Сама работа также может находиться не очень близко от дома. Но так или иначе работу по специальности может найти каждый».
Заместитель руководителя отдела информации городского департамента труда и занятости населения Вячеслав Сколяпов сообщил «Газете.Ru», что в настоящее время столичные власти не зафиксировали резкого роста безработицы. «Мы пока кризиса не ощутили, не дошло еще до Москвы. Все-таки столица всегда жила с дефицитом рабочей силы, а это порядка 150 тыс. незаполненных вакансий в городе. Так что
для Москвы никакого угрожающего состояния на рынке труда не предвидится, — заявил Сколяпов. – Что-то прогнозировать довольно тяжело: все зависит от экономики.
Ведь служба занятости является ее отражением, зеркалом. Если экономика будет ухудшаться, соответственно и на рынке будут соответствующие тенденции. Но на сегодняшний день у нас все стабильно и ничего серьезного по превышению уровня безработицы не наблюдается».
Согласно официальным данным ведомства, на сегодняшний день в столице зарегистрировано 27,9 тыс. безработных. В то же время в банке данных службы занятости зафиксировано 125,2 тыс. вакансий.
Региональные увольнения
Ситуация в российских регионах по своей сути мало чем отличается от столичной. В 2015 году количество сокращенных в малых городах может увеличиться в разы. О росте безработицы в субъектах Федерации говорят и эксперты.
«Рост безработицы, конечно, будет. Но проблема в регионах, поскольку безработица очень локальна. Наиболее острая ситуация сложится в небольших городах, возможно даже в каких-то региональных центрах, но в целом я не думаю, что будет какой-то катастрофический рост», — предположил эксперт по рынку труда Евгений Гонтмахер.
Между тем в Кировской области без работы могут остаться почти пять тысяч человек — это вдвое больше, чем в прошлом году. Об этом заявил руководитель областного управления службы занятости населения Петр Петраков. О возможных сокращениях к началу 2015 года заявили более 200 кировских предприятий. По словам чиновника, больше всего от сокращений могут пострадать работники транспортной сферы, торговли, финансового сектора, производства и сельского хозяйства.
В Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области также сообщили о предстоящих увольнениях. До конца марта предприятия региона должны сократить более 9 тыс. человек. Так, до конца марта 2015 года сократить 6146 работников планирует ООО «ЧТЗ-Уралтрак». При этом на данный момент на предприятии трудятся 7,5 тыс. человек. Всего более 220 компаний намерены высвободить сотрудников.
А в Перми под сокращения попадут чиновники. Губернатор Пермского края Виктор Басаргин заявил, что своих мест в правительстве региона лишатся как минимум 5% чиновников. Такие меры глава Прикамья объяснил стремлением «увеличить КПД расходования бюджетных средств».
«Я банковский сотрудник, и у нас тоже не сахар: тоже трясемся за рабочее место. Есть знакомый, который обратился к юристу, чтобы его восстановили на рабочем месте. Ну мне кажется, с одной стороны, защищать свои права — это хорошо. Но, с другой стороны, как дальше работать в компании, где уже указали на дверь? — вопрошает Светлана, работник среднего звена одной из провинциальных кредитных организаций. — Пусть даже и получится восстановиться на работе, работодатель найдет способ и будет выжидать, чтоб уволить по статье. И фиг потом работу найдешь в этой сфере. Так что советую быть оптимистами, не принимать все близко к сердцу и не бояться пробовать новое, то есть не лениться и искать работу по душе».
Сотрудница «Натали-Турс», решившая не называть своего имени, заявила, что в турфирме идут разговоры не только о сокращениях, но и о возможной невыплате зарплат.
«Я была устно информирована о том, что с 15 февраля я буду сокращена без выплат каких-либо компенсаций по собственному желанию либо по соглашению сторон, — возмущается женщина. — У компании нет денег. Данный факт меня не устроил, как и то, что начальник отдела кадров угрожала невыплатой зарплаты с декабря. Очень странно слышать такое от представителя компании, которая «ценит своих сотрудников и предоставляет им широкие возможности для профессионального и карьерного роста», как сообщается на их официальном сайте».
Кадровые агентства в выигрыше
В условиях наступившего кризиса на рынке труда в выигрыше оказались рекрутинговые агентства. Несмотря на то что специалисты могут помочь лишь узкому кругу специалистов, зачастую в агентства стало обращаться вдвое больше соискателей работы.
«К нам обращаются очень много экономистов — финансистов, бухгалтеров, традиционно огромное количество юристов. Кроме того, много обращений от топ-менеджмента. В основном это люди в возрасте от 30 до 50 лет. Главная причина, почему эти люди потеряли работу, — реструктуризация, — говорит руководитель проектов кадрового агентства «Триумф» Елена Никифорова. — Многие люди ищут новую работу из-за смены офиса. То есть компания переезжает в другое место, зачастую в Подмосковье, и человеку просто неудобно туда добираться. Или просто компания закрывается — сейчас это не редкость. В целом за день к нам обращаются порядка 200 соискателей работы. С начала года поступило около 900 резюме — это гораздо больше, чем в прошлом году».
По ее словам, у агентства есть возможность обеспечить большую часть желающих работой. «Несмотря на кризис, к нам обращаются компании, которые ищут персонал. В месяц мы трудоустраиваем примерно девять человек. Но сейчас у работодателей такая тенденция, что идет понижение заработной платы. И даже на вакансию менеджера по продажам с окладом в 25 тыс. руб. плюс проценты откликаются даже коммерческие директора», — отметила Никифорова.
Менеджер компании по подбору персонала Staffline Таисия Шуб рассказала, что в условиях кризиса люди готовы работать за меньшие деньги.
«За помощью в трудоустройстве к нам обращаются практически все профессии. Абсолютное большинство составляют менеджеры по продажам и закупкам. Точной статистики по возрасту соискателей не существует, но в большинстве случаев это люди от 25 до 45 лет. Больше всего людей из региональных представительств, которых сейчас сокращают в связи с ненадобностью, — сообщила Шуб. – Кризис заметен.
Ежедневное количество входящих звонков от соискателей выросло примерно в три раза по сравнению с осенью».
Сотрудник Staffline обратила внимание, что еще полгода назад в компанию в основном обращались люди, добровольно покинувшие предыдущее место работы, тогда как сейчас большинство – сокращенные сотрудники. «Каждый человек, который приходит к нам на собеседование, это либо тот, кого сократили, либо он сам ушел из компании из-за сокращения финансирования. Каждый. Даже полгода назад это были люди, уходившие с работы по собственному желанию. Они хотели чего-то лучшего, а не бежали с корабля. Сейчас ситуация изменилась», — резюмирует Шуб.
Руководитель портала Superjob Алексей Захаров убежден: профессионалы не останутся без работы даже в условиях кризиса на рынке труда.
«Нельзя поставить вопрос, кто более востребован — токарь или программист, водитель или юрист. Поскольку экономике требуются и водители, и юристы, и токари. Поэтому внутри каждой профессии можно разбираться, какие именно сотрудники нужны. А говорить о том, какая профессия сейчас находится под наибольшим риском, невозможно, — объясняет Захаров. — Можно поставить вопрос по-иному: какие специалисты внутри профессии рискуют?
Ответ очень простой: кто последние три года не повышал свой профессиональный уровень, у кого уровень квалификации ниже среднего — те под риском увольнения.
А у кого уровень выше среднего, даже будучи уволенными, к примеру, в связи с тем, что компания развалилась, очень быстро найдут себе работу».
В то же время, по его мнению, в регионах дела обстоят несколько хуже, но кризис все равно удастся сдержать. «Те же моногорода: если в них человек теряет работу по специальности, предприятие закрылось, то вероятно, что новую вакансию человек не найдет. Но массовых случаев нет. Понятно, что некоторые компании не переживут кризис, это нормально. Массовых сокращений в промышленном секторе, на крупных предприятиях в 2008 году не было, не допустили этого. Не допустят и сейчас», — считает Захаров.
Генеральный директор петербургского агентства «1000 кадров» Мария Маргулис думает, что ситуация на рынке труда будет напрямую зависеть от действий властей.
«В настоящее время идет увеличение кандидатов по абсолютно разным направлениям. Как обычно, первыми освобождаются люди, которые не слишком сильно влияют на конечный результат, и те, без которых, по мнению руководства, можно обойтись. Если брать категории, то экономистов и юристов на рынке всегда было много. Сейчас также высвобождается производственный и административный персонал. Думаю, многие компании будут оставлять открытые позиции, то есть человек уходит, а на его место никого не берут, — говорит Маргулис. – Сейчас откликов людей, конечно, больше, чем год назад, примерно в два раза. Но надо отметить, что январь традиционно не самый активный месяц. Полагаю, что ситуация будет более ясной к весне, в ближайшие два-три месяца».