В настоящее время в семи столичных СИЗО находятся 10,6 тыс. заключенных, тогда как лимит наполнения изоляторов составляет 8,6 тыс. человек. Как сообщил начальник московского управления ФСИН Анатолий Тихомиров в ходе коллегии ведомства, перелимит численности составляет 23,4%.
«К сожалению, приходится констатировать тот факт, что численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах Москвы, продолжает оставаться высокой, — сообщил Тихомиров. — Нами принимаются все меры, направленные на снижение численности. И эта работа дает свои положительные результаты».
Он отметил, что в течение года превышение допустимой численности достигало 28,6% — то есть кроватей не хватало каждому третьему-четвертому заключенному. «На сегодня мы снизили перелимит на 5,2%», — добавил начальник столичной пенитенциарной системы.
По его словам, УФСИН своевременно принимает все меры по обеспечению каждого арестованного спальным местом, в частности, были закуплены раскладные кровати на случай отсутствия спальных мест.
«В учреждениях проводится ежедневный анализ наличия свободных спальных мест в камерах, а также рационального использования камерных площадей. В случае необходимости производится корректировка плана покамерного размещения. Еженедельно данный вопрос рассматривается на селекторном совещании при начальнике управления», — подчеркнул глава столичного УФСИН.
Нормой на человека в изоляторе считается 4 кв. м. В конце прошлого года заместитель начальника управления организации деятельности тюрем и СИЗО ФСИН России Игорь Вединяпин, выступая на заседании Общественной палаты, заявил, что на каждого московского заключенного приходится лишь 3,3 кв. м, а на каждого подмосковного – всего 3 кв. м. Периодически представителей службы осеняли идеи увеличения количества мест в изоляторах, некоторые из них были вполне разумными, однако все они были отброшены.
К примеру, в середине 2013 года начальник отдела капитального строительства и ремонта московского УФСИН Сергей Горяников сообщил, что ведомство рассматривает варианты переноса легендарного изолятора «Бутырка» (СИЗО-2) из центра Москвы за МКАД. Строительство нового здания могло полностью решить проблему с переполненностью камер.
Тем не менее в начале текущего года первый заместитель главы ФСИН Анатолий Рудый сообщил, что перенос «Бутырки» откладывается по причине банальной нехватки средств.
«В настоящее время, учитывая имеющийся дефицит мест и отсутствие финансирования на строительство нового учреждения, ликвидация СИЗО-2 не представляется возможной», — отрезал Рудый.
Переполненность столичных изоляторов, по его мнению, объясняется ростом решений судов об аресте подозреваемых и обвиняемых в нетяжких преступлениях.
«В течение последних двух лет отмечается неуклонный рост лиц, которым судами избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Так, в 2013 году по сравнению с 2012 годом численность подозреваемых и обвиняемых увеличилась на 6 тыс., в 2014 году — на 4,8 тыс. человек и составила 247,8 тыс. вновь арестованных», — отметил Рудый.
Однако у ведомства есть возможность если не решить, то хотя бы улучшить ситуацию с переполненностью тюрем. По словам Тихомирова, способствовать разгрузке подразделений будет строительство нового корпуса СИЗО-7 в Капотне. Согласно планам ведомства, здание тюрьмы сможет принять в своих стенах 402 постояльцев. Тем не менее любому человеку, мало-мальски знакомому с арифметикой, ясно, что для устранения проблемы необходимо как минимум две тысячи новых мест.
Председатель комиссии по общественной безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Антон Цветков считает, что переполненность СИЗО может устранить внимательная работа следователей.
«По этой теме я имел встречи и с руководителем Мосгорсуда Ольгой Егоровой, и с прокурором Москвы Сергеем Куденеевым. Более того, была коллегия в городской прокуратуре, на которой мы обсуждали этот вопрос. Мы благодарны и столичной прокуратуре, и Мосгорсуду за то, что они очень внимательно относятся к этой проблематике, — рассказал Цветков. — Нам удалось остановить тенденцию к росту переполненности изоляторов. Но в то же время здесь должна быть более внимательная работа следователей. Потому что они не всегда обоснованно выбирают меру пресечения и требуют ареста. Я считаю это одной из основных проблем».
Во ФСИН России знают о ситуации в столичном управлении.
«Мы говорим об этом постоянно. Перелимит связан с большим количеством тех людей, которых, к примеру, невозможно оставить под домашним арестом, поскольку они приезжие из других городов или вообще из других стран. Выход, наверное, только один: надо больше строить, — говорит официальный представитель ведомства Кристина Белоусова. — Проблема стоит остро, особенно для Москвы и Московской области. Суды часто применяют меру пресечения в виде ареста даже по нетяжким преступлениям. Но мы – исполнительный орган власти, и мы обязаны исполнять решения суда».
По ее словам, сотрудники ФСИН стараются создать комфортные условия для всех заключенных СИЗО. «Естественно, что сейчас у нас нет такой проблемы, что кто-то спит стоя или по очереди. Выдают матрасы и раскладушки, всех размещают. Но не соблюдается обозначенная в законодательстве норма в 4 кв. м», — отметила Белоусова.