Как сообщили в Следственном комитете по Ленинградской области, 51-летний мужчина занялся получением гражданства Эстонии еще в 2011 году.
«По версии следствия, не позднее апреля 2011 года житель Ленинградской области, являясь гражданином Российской Федерации, получил в Эстонской Республике вид на жительство, — сообщили в СК. — Не позднее марта 2013 года приобрел в Эстонской Республике статус лица без гражданства, подтверждающий право на его постоянное проживание в указанном иностранном государстве».
В Россию житель Ленинградской области вернулся осенью этого года, когда закон об уведомлении о втором гражданстве уже вступил в силу.
«Прибыв в сентябре 2014 года на территорию Российской Федерации, в нарушение требований ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» мужчина не подал письменное уведомление в отдел УФМС о наличии у него вида на жительство в Эстонской Республике и статуса лица без гражданства данного иностранного государства», — рассказывают в СК.
В результате, когда мужчина поехал обратно в Эстонию, его не выпустили на границе.
«При попытке выехать из Российской Федерации через международный автомобильный пункт пропуска «Ивангород» мужчина был задержан сотрудниками УФСБ России», — подытожили в СК.
В Следственном комитете по Ленинградской области приняли решение возбудить уголовное дело по новой статье УК — 330.2 («Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве»).
В Следственном комитете по Ленинградской области «Газете.Ru» уточнили, что мужчина является резидентом, то есть не проводил более 180 дней за пределами России.
«Фактически он жил на две страны», — уточнила официальный представитель ленинградского СК Юлия Матолыгина.
Она также уточнила, что мужчине не грозит арест, а следствие не опасается, что он попытается скрыться, поскольку у него изъяты документы.
Стоит также отметить, что вероятнее всего для возбуждения уголовного дела следователям потребовались дополнительные основания, нежели просто нарушение закона об уведомлении. Однако чем именно мотивировали свои действия следователи — в СК не уточняют.
«Следствие пока не будет разглашать эту информацию», — заявила Матолыгина.
В ФМС тем временем «Газете.Ru» сообщили, что не вникали в историю с жителем Ленинградской области, и указали на то, что она находится в компетенции правоохранительных органов.
Этот случай можно считать прецедентным — до этого момента уголовных дел по факту неуведомления о двойном гражданстве не возбуждалось. Это подтвердили «Газете.Ru» и в федеральном управлении Следственного комитета.
Согласно статье 330.2 УК, тюремный срок нарушителям не грозит — максимальное наказание составляет штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 400 часов.
Стоит также отметить, что теоретически уголовное дело может грозить каждому гражданину, который до сих пор не уведомил ФМС о двойном гражданстве. Количество нарушителей миграционная служба не называет, однако ранее СМИ сообщали, что уже 43 тысячи россиян привлекли к административной ответственности за несвоевременное уведомление о втором гражданстве. Случай же, когда гражданин вовсе не сообщает о гражданстве, трактуется как его сокрытие.
Напомним, закон, обязывающий россиян сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вступил в силу 4 августа. Теперь россияне обязаны письменно уведомлять территориальные органы ФМС России о наличии у них гражданства (подданства) другого государства, или вида на жительство, или любого другого документа, который дает право постоянного проживания в другом государстве.
Граждане обязаны сообщить о своем двойном гражданстве в течение 60 дней, начиная с 4 августа 2014 года, если оно у них уже есть. Также 60 дней дается тем, кто в будущем получит второе гражданство или вид на жительство.
Закон об уведомлении подвергся критике из-за расплывчатости своих формулировок и непонятной процедуры уведомления. Так, граждане указывали на то, что закон вступил в силу, когда еще не был проработан механизм подачи обращений. Например, в «Почте России», через которую граждане пытались сообщить о двойном гражданстве, поначалу относились к просьбе с недоумением и отказывались помочь.