Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Не палаточный городок

К весне нестационарная торговля в столице может быть полностью ликвидирована

Представители московского бизнес-сообщества в начале следующей недели направят письмо президенту России с просьбой ввести мораторий на снос киосков. Договоры на их размещение, массово заключенные в 2011–2012 годах, начали истекать в октябре и к апрелю следующего года закончатся почти у всех точек. Перезаключать их до проведения нового аукциона мэрия отказывается, а какими будут условия нового аукциона — неизвестно.

Первыми о плачевном положении в отрасли громко заявили предприниматели, торгующие мороженым. Весной они обратились в Мосгордуму с просьбой разобраться в ситуации, остановить сокращение числа ларьков и поспособствовать законодательному изменению условий договоров на размещение киосков.

«Еще три-четыре года назад в Москве было две тысячи киосков «Мороженое», по состоянию на начало 2014 год — одна тысяча. И предполагалось, что станет еще на 300–400 киосков меньше, — рассказывает гендиректор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. — Мы просили, чтобы договоры заключались не на три, а на пять-шесть лет, потому что 500 тысяч рублей, затраченные на киоск, не успевают окупиться. Одной из наших просьб было проведение не аукциона, а конкурса, чтобы учитывалась специфика деятельности: у нас же есть определенные затраты на специальный транспорт, холодильное оборудование. Также попросили, чтобы нам дали возможность внедрить новые форматы торговли: вело- и автомобильные лотки с мороженым».

Все предложения через комиссию Мосгордумы по экономической политике, науке и промышленности были переданы в мэрию. Департамент торговли, по словам Елхова, также принял эскизы нового вида типового киоска, разработанные предпринимателями. И пообещал не сократить, а увеличить число мелких торговых точек с летним лакомством на 300 штук. «Однако до сих пор никакой реакции мы так и не дождались. Более того, в январе 2015 года у большинства наших киосков истекает срок договора, а выгонять с мест начинают уже сейчас.

Выгоняют с самых проходных мест, из пешеходных зон, аргументируя тем, что рядом есть стационарный магазин с тем же самым ассортиментом. Если так пойдет и дальше, то в городе останутся одни торговые сети», — говорит Елхов.

Впрочем, даже согласованная замена «морально и физически устаревших» киосков на новые не гарантирует, что их не снесут. Как рассказал гендиректор ГК «Кардос» (владеет примерно 700 киосками прессы в Москве) Олег Бережной, компания в этом году заменила около 100 киосков на современные, согласованные с Москомархитектурой. «Взяли кредит на 75 миллионов рублей, рассчитывали, что если замена произошла, пока не кончились договоры, нас «однодневные» сносы не коснутся. Но демонтировать предписали в том числе и новые киоски», — разводит руками он.

По словам Бережного, предлоги для сноса выбираются разные. «Например, киоски, стоявшие по восемь-девять лет, а то и с советских времен, как выясняется, загораживают фасады зданий, оказываются на вновь определенной пешеходной зоне, территория приобретает статус «тут будет транспортно-пересадочный узел», — перечисляет он. — В договоре прописано, что в случае, если городу понадобится, мы переносим киоски за свой счет в заранее оговоренное место. Никто не возражает — бизнесу невыгодно оставлять киоск у стройплощадки, где нет спроса». Но проблема в том, что киоск демонтирован, работы по строительству транспортно-пересадочного узла даже и не начинались, компенсационный участок или не предложен, или подобран «на обочине цивилизации», добавил Бережной.

Он пояснил, что

более половины столичных киосков сейчас находится в подвешенном правовом состоянии.

Трехлетние договоры на размещение киосков были заключены в 2011-м и частично в начале 2012 года. Места, на которых они размещаются, присутствовали в отраслевой схеме и были первоначально получены в ходе конкурсов. После окончания срока действия договоров на эти места должны быть объявлены новые аукционы, однако в начале 2014 года столичные власти заявили, что механизм работы с киосками меняется, для чего будет изменена также и нормативно-правовая база.

«Предполагалось, что город сам своевременно закупит новые, соответствующие всем современным требованиям киоски, которые уже будет сдавать в аренду бизнесменам, — говорит Бережной. — Этого до сих пор не произошло, новых аукционов на места с закончившимся договором не проведено, а бизнесменам предлагают в течение суток демонтировать киоски добровольно, иначе им грозит снос бульдозерами. Таким образом, нам пришлось демонтировать 14 востребованных объектов, у коллег счет идет на сотни». В итоге киоски печати стали массово переезжать в область, доставляя неудобства местным распространителям, чей бизнес в текущих условиях и так нельзя назвать прибыльным.

Бережной опасается, что с таким подходом на фоне снижения доходов от розничных продаж газет и журналов столица рискует и вовсе остаться без уличной сети дистрибуции прессы. «Ведь горожанам привычно покупать свежие газеты и журналы «на ходу», по дороге на работу, перед метро. В супермаркетах продают в основном дорогие ежемесячные журналы, реже — развлекательные еженедельники и телегиды», — говорит он.

Еще тяжелее ситуация у собственников табачных киосков. «Антитабачный» закон, вступивший в полную силу с 1 июня 2014 года, не запрещает продажу сигарет, но оговаривает, что она может осуществляться только в магазинах и павильонах. Однако столичный департамент торговли и услуг в конце июня выпустил распоряжение, согласно которому

в нестационарных объектах вообще нельзя продавать сигареты и другие табачные изделия, вне зависимости от того, киоск это или павильон, специализируется он на сигаретах или этот товар считается дополнительным.

Гендиректор ГК «Табачный капитан» Антон Воронов говорит, что Москва — единственный регион, в котором сложилась подобная ситуация. «В той же Московской области нам нормально разрешили перепрофилировать киоски в павильоны, сделанные по всем правилам: без выкладки пачек на витрины, с внутренним залом и прочим, — перечисляет он. — Хорошо хоть вывеску разрешили оставить, хотя, например, администрация Люберец считает, что вывеска тождественна рекламе табака».

Московские киоски с табаком в этом году также были модернизированы, чтобы соответствовать требованиям закона. По словам Воронова, на переделку каждого объекта было потрачено около 150 тысяч рублей. «До начала действия закона в городе насчитывалось не менее 500 специализированных табачных киосков, включая те, что в метро, а если говорить просто о нестационарной продаже сигарет, то речь шла о тысяче точек», — сказал он. Но большая часть киосков была снесена, и сейчас в городе продолжают работать 30–40 объектов.

«Сносили под разными предлогами. Примерно у 50% закончились договоры аренды, и на следующий же день им выдали предписания о демонтаже. Часть была объявлена самостроем, потому что для перепрофилирования киоска в павильон, чего требует «антитабачный» закон, пришлось в остеклении сделать дверь. Причем мы заранее узнавали у Москомархитектуры, что согласования такие работы не требуют», — говорит Воронов. Он добавил, что в Арбитражном суде находятся «десятки дел», которые выиграли собственники киосков; «сносами заинтересовались в ФАС и в прокуратуре», однако какой-либо внятной реакции властей бизнесмены пока не получили.

В конце ноября Минпромторг объявил о создании рабочей группы, которая в декабре обсудит возвращение в ларьки пива и сигарет.

В нее войдут представители ФАС, Минздрава, Росалкогольрегулирования, а также общественных организаций, защищающих интересы малого и среднего бизнеса. По логике ведомства, такое решение вызвано в том числе необходимостью развития многоформатной торговли, увеличения торговых площадей и предоставления рабочих мест гражданам.

Как пояснил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, обсуждение было инициировано скорее для «небольших городов, деревень, для чьих торговых точек продажа этих товаров важна». В Москве и других крупных городах, по словам чиновника, «этот вопрос не актуален, поскольку эти товары и так есть в шаговой доступности населения».

Предприниматели и эксперты также сомневаются, что сигареты и пиво вернутся в московские ларьки. «Слишком большая шумиха поднялась. Хотя если у человека нет возможности купить пачку сигарет, он будет закупаться впрок, сигареты будут храниться дома, где те же дети легко могут их взять», — говорит Воронов из ГК «Табачный капитан».

«Городские власти придерживаются позиции, что нестационарные форматы Москве не нужны как класс, — пояснил председатель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов.

— Хотя по всей России киоскам дали возможность перепрофилироваться в торговые павильоны, где продавец хотя бы видит, взрослый человек у него покупает сигареты или подросток». «Алкоголь точно в ларьки не вернется, а по табаку возможен диалог, хотя бы потому, что в неспециализированных киосках они приносили 25–30% выручки», — добавляет председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Михаил Мандалян.

В то же время чиновники утверждают, что киоски, которые действительно нужны горожанам, никто сносить не собирается. «Функция, востребованная у населения, не исчезает. Если люди покупают прессу, то никто ее убирать не будет, — говорит заместитель мэра по вопросам экономической политики и земельно-имущественных отношений Наталья Сергунина. — Просто, возможно, имеет смысл дислоцировать точки так, чтобы они не мешали тем, кто не пользуется этими услугами. Мало приятного, когда ты пытаешься пробиться к метро в плотной толпе, а натыкаешься на зонтик у места продажи газет».

Сергунина добавила, что при оптимизации схемы размещения киосков власти руководствуются также и тем, насколько конкретная функция обеспечена капитальными объектами. «Часто бывает, что стоит стационарный магазин, а перед ним — палатка, торгующая тем же самым. О какой экономике у стационарной точки, которая затратила деньги на тот же ремонт, можно говорить, когда есть ларек, не тративший денег на это?» — задает риторический вопрос заммэра.

В то же время Михаил Мандалян назвал текущую ситуацию с ларьками «не очень благополучной». По словам эксперта, «отрасль требовала упорядочивания, а не массового сноса». Ассортимент торговых точек не соответствует просьбам и потребностям жителей, и это недочет местных властей, добавил он.

Сейчас в Москве, по данным Немерюка, насчитывается порядка семи тысяч нестационарных объектов торговли. Чиновник сказал, что «предпринимателей изначально предупреждали, что продлевать закончившиеся контракты город не будет».

По его словам, пока в Москве действует утвержденная отраслевая схема размещения нестационарных объектов, «просто из этой схемы какие-то объекты выпадут». Чиновник не уточнил, в каких объемах произойдет сокращение и каких категорий товаров это коснется, добавив, что «это станет известно после Нового года».

Ориентировочно в марте столица планирует провести конкурсы на торговую деятельность. Согласно этой схеме, город будет сам закупать и устанавливать новые современные киоски, а предприниматели в ходе конкурсных процедур получат право арендовать объект и продавать согласованные категории товаров. Например, новых киосков «Мороженое» в следующем году, по словам Немерюка, планируется установить не менее тысячи. В то же время Владлен Максимов из «Опоры России» говорит, что разработанные городом новые модели киосков, которые планируется поставить весной, «имеют очень серьезные вопросы в плане антивандальности».

Глава департамента СМИ и рекламы Владимир Черников подчеркнул, что количество киосков печати не сократится. Более того, по словам чиновника, оно будет увеличено за счет объектов, которые купит город за собственные средства. Они будут находиться на балансе специально созданного для этих целей казенного учреждения, подведомственного департаменту. Предприниматели, в свою очередь, будут арендовать эти объекты у города.

По информации гендиректора Союза мороженщиков, Минпромторг готовит изменения в федеральный закон «О торговле», учитывающие особенности мелкой розницы. «В том числе там предусмотрено увеличение срока договоров, преимущественное право пролонгации для собственников киоска и прочие наши предложения.

Однако сроки, когда могут быть внесены эти изменения, не известны даже приблизительно», — говорит Елхов.

Максимов отметил, что массовый снос киосков в 2011 году, когда только создавалась новая отраслевая схема, привел к тому, что в 2012 году впервые рост цен в Москве превысил аналогичный показатель по России. «У нас сносится все, а реальной альтернативы для малого бизнеса нет, в том числе из-за того, что советская застройка не предусматривала торговые площади на первых этажах. Мы и так серьезно отстаем по обеспеченности населения торговыми площадями, плюс ставки аренды очень высоки — в шесть-восемь раз превышают европейские показатели, дороже только в Лондоне. Дальнейшее уничтожение киосков только усугубит ситуацию», — резюмировал эксперт.

Новости и материалы
В Киевской области произошли взрывы
США предостерегли Иран от новых атак по Израилю
В МВФ рассказали о новом представителе России и Сирии в фонде
Лавров раскрыл сроки рассмотрения вопроса полноправного членства стран в БРИКС
В российском регионе ввели выплату для семей погибших на СВО бойцов ЧВК
В Москве в кабине грузовика взорвался газовый баллон
Названы возможные сроки удара Ирана по Израилю
В украинском городе произошли взрывы
Тренер Слуцкий рассказал, кто его поразил в Китае
На Украине сообщили о проблемах с питьевой водой из-за вступления в ЕС
Австралия передала Украине бомбы, от которых сама отказалась
Ученые назвали причину катастрофического наводнения в Испании
ВС России использовали при штурме Селидово в ДНР тактику «множественных порезов»
Стало известно, как Трамп начал союзничать с Маском
На Украине планируют привлечь женщин и инвалидов к противоминной деятельности
Минздрав Турции опроверг сообщения о массовых заражениях россиян
Сафонов впервые не пропустил за «ПСЖ» в матче чемпионата Франции, принеся победу команде
МИД РФ назвал морпехов ВСУ, возвращенных Россией Украине
Все новости