Должность начальника столичного метрополитена экс-директор скоростного сообщения ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов занял 22 июля. Тогда он пообещал разобраться в причинах крушения поезда на Арбатско-Покровской линии, принять меры для предотвращения подобных трагедий, лично изучить, как функционируют все системы подземки, сделать метро комфортнее и вернуть к нему доверие москвичей как к «наиболее безопасному виду транспорта».
Первым делом Пегов озаботился проблемами безопасности. Уже спустя месяц после назначения новоиспеченный начальник подземки сообщил о «пересмотре технологических процессов укладки стрелочных переводов и соответствующих нормативных документов». «Разработана программа по пересмотру всех устаревших процессов, — рассказал он журналистам. — Мы провели переаттестацию, выявили специалистов с низким уровнем знаний, в том числе в службе пути». Кроме того, в метро усилили контроль за профессионализмом локомотивных бригад и выделили более 12 млн руб. на оценку уязвимости своей инфраструктуры — станций, перегонов, коллекторов подстанций, мостов и дизельных электростанций.
Впервые за много лет в метро прошла плановая замена путей, стрелочных переводов и переборки контактного рельса, для этого на выходные дни закрывались участки сразу двух линий – сначала самой старой, Сокольнической, а затем Замоскворецкой.
В коллективе приветствуют замену изношенных и бракованных рельсов с закрытием участков пути, рассказал «Газете.Ru» зампред независимого профсоюза работников Московского метрополитена Николай Гостев. «За прошлый год было закуплено всего 800 шпал для замены, — говорит он. — Сейчас ситуация меняется». В то же время, говорит Гостев, метрополитену жизненно необходимо обновление подвижного состава. Уже объявлен международный конкурс на закупку 768 новых вагонов и их техническое обслуживание в течение 30 лет по контракту жизненного цикла, а всего до 2020 года подземка обещает закупить 3 тыс. новых вагонов.
Среди поставленных перед Пеговым задач было и налаживание отношений нового руководства с коллективом подземки, поскольку раньше с доступностью руководства метро для сотрудников «имелись проблемы». Подчиненные даже увидели в нем фольклорный образ и сравнили с героем известного мультфильма. Коллаж с подписью «Пегов и его машинисты» разместил у себя на страничке машинист подземки и по совместительству блогер Максим Рублев (Metroelf). «Когда всплывают такие картинки на нового начальника, и не только всплывают, но и расходятся по сети — это хорошо. Серьезно. Значит, коллектив почти поверил», — прокомментировал картинку машинист.
При этом коллектив ОАО «РЖД» расставался с Пеговым с сожалением. «Все, кто был связан с Пеговым по работе, отзываются о нем очень хорошо, — рассказал «Газете.Ru» представитель управленческого аппарата компании. — Отмечают и деловые его качества, и человеческие. В РЖД Пегов организовывал скоростное сообщение «Сапсанов», работу электричек во время Олимпиады. И тот и другой проект достаточно успешны. Он быстро принимает решения, в том числе и кадровые, во все вникает. Прекрасно знает работу всех структур, сам прошел все ступени — начинал с помощника машиниста».
По данным источника, в самом департаменте транспорта усилили контроль над метрополитеном. Немаловажно и то, что с приходом Пегова наладилось нормальное взаимодействие между метро и департаментом. «Раньше это не всегда удавалось, — рассказал «Газете.Ru» источник в дептрансе, — сейчас же люди из двух ведомств понимают стоящие перед ними задачи одинаково».
В московском метро, чтобы быть ближе к народу, Пегов также решил освоить профессию машиниста электропоезда в учебно-производственном центре. Время от времени он ездит на короткие расстояния в качестве помощника машиниста. Это импонирует людям, говорит Николай Гостев.
Кроме того, рядовых работников подземки новый начальник расположил к себе своей кадровой политикой.
По словам Гостева, Пегов избавился от наиболее одиозных руководителей структурных подразделений, а оставшимся не позволяет беспричинно увольнять машинистов и путейцев. «Прежнее начальство и руководители среднего звена разбрасывались людьми, — рассказал Гостев. — Сейчас ситуация переломлена, перестали обвинять во всех бедах рядовых сотрудников, люди успокаиваются. Пегов запрещает выбрасывать людей на улицу. И это начинает работать — снизился градус агрессивности внутри трудовых коллективов».
В коллективе надеются, что у нового начальника дойдут руки и до восстановления разваленного при прежнем руководстве медобслуживания сотрудников и пассажиров подземки, перезаключен коллективный трудовой договор. «У наших людей всегда была сильна вера в доброго царя. И пока коллектив очень положительно настроен к новому руководителю и ждет от него больших перемен. Так что сейчас у него, условно говоря, карт-бланш», — говорит Гостев.
Начальник столичного метрополитена продолжает начатые своим предшественником проекты и отчитывается за них.
Постепенно продолжается ребрендинг подземки и внедрение единой системы транспортной навигации, которая должна упростить пассажирам ориентирование в метро. В частности, станции оснащаются специальными информационными табло с интерактивным интерфейсом, которые придут на смену информационным колоннам. На днях новый элемент навигации появился на станции «Кузнецкий мост».
Ребрендинг — это то, что меньше всего оценят пассажиры подземки, считает системоаналитик, доцент кафедры управления проектами и инновационного менеджмента МЭСИ Сергей Любкин. «Возвращать доверие пассажиров надо с другого, — говорит эксперт. — Посмотреть для начала, что их больше всего нервирует и утомляет при нахождении в метро. Например, плохо работающая вентиляция в вагонах».
В августе был проведен опрос пассажиров «Метро открытых дверей», в котором приняли участие более 4000 человек. Больше всего жалоб поступило на отсутствие кондиционеров, слабую вентиляцию, сильный шум в вагонах, а также нелегальную торговлю в метро и снаружи вокруг станций. В подземке наличие этих проблем признают и обещают исправить.
Волновала респондентов и цена на проезд. С 1 июня стоимость проезда в метро уже повышалась на 5–7%, запланировано очередное повышение тарифов в размере 4–5% с начала 2015 года.
Индексация при этом будет ниже инфляции, пообещали в департаменте транспорта и уточнили, что вариант с повышением цены еще только рассматривается. При этом, если верить результатам опроса, более половины пассажиров положительно оценили работу столичной подземки.
Как отмечают некоторые аналитики, с приходом Пегова количество упоминаний в прессе о разных ЧП, происшествиях и скандалах снизилось, а градус напряженности по отношению к работе подземки упал. Правда, пока до конца не ясно, связано ли это с действиями, которые новый начальник предпринимает на своем посту, или с тем, как он выстраивает отношения со СМИ и подчиненными.
По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, Пегов «предпринял абсолютно ожидаемые шаги для того, чтобы метро вернуло в глазах пассажиров свой естественный и правильный статус — самого безопасного и безотказного вида транспорта». Среди этих шагов — «достаточно серьезное усиление» мер безопасности и «существенным образом» обновленная менеджерская команда. «Метро — очень многогранная, сложная система, и в ней, к сожалению, неизбежно будут мелкие сбои, — рассказал эксперт «Газете.Ru». — Но серьезных происшествий здесь быть не должно. И сейчас принимаются меры — регламентные, технические, кадровые — с тем, чтобы поставить все это на место. Поверьте, это очень ощутимые меры».
В свою очередь, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов считает: для того чтобы делать выводы об эффективности работы нового начальника метро, должно пройти хотя бы полгода — «три месяца для такой большой статичной системы — это слишком маленький срок».