Медицинская помощь госслужащим будет оказываться в «особом порядке». Президент Владимир Путин подписал изменения в федеральный закон №314-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В статью 42 внесена новая часть, касающаяся «особенностей организации» оказания медпомощи «лицам, занимающим государственные должности, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам». Устанавливаться эти особенности будут отдельными нормативными актами президента и правительства РФ.
Оплачиваться лечение чиновников будет как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет бюджета.
До сих пор особый порядок оказания медпомощи полагался по закону только двум категориям россиян: жителям закрытых административно-территориальных образований и сотрудникам вредных производств.
Примечательно, что в первоначальном тексте законопроекта, внесенном группой депутатов Госдумы в мае 2014 года, о госслужащих ничего не говорилось. Речь шла лишь об исправлении обнаруженных грамматических ошибок, о чем и сообщалось в пояснительной записке к документу. Смысловые дополнения появились в октябре в виде поправки ко второму чтению и документально никак не обосновывались. У депутатов не возникло никаких вопросов, и законопроект был принят сразу во втором и третьем чтении.
Как рассказал «Газете.Ru» автор поправки, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников, речь идет о том, чтобы «предоставить президенту право определять категории людей для предоставления им дополнительной помощи, кроме той, что оказывается по программе госгарантий оказания бесплатной помощи». А также выделять бюджетные дотации для ведомственной медицины.
«Это очень короткий перечень. Есть некоторые категории госслужащих, которым в силу многих причин требуется дополнительное медицинское обслуживание, — объяснил Калашников. — Речь идет о самом высшем уровне государственной власти, который всегда обслуживался отдельно. В Советском Союзе — 4-м управлением, сейчас — управлением делами администрации президента».
По словам Калашникова, необходимость в изменениях возникла в связи с переходом российского здравоохранения на одноканальное финансирование в рамках ОМС.
Сейчас в особом порядке медпомощь оказывается порядка 4 тыс. человек — госчиновникам и их родственникам, рассказал он. Лечатся VIP-пациенты в системе ведомственных клиник, и до сих пор средств на их содержание хватало. Однако уже в 2015 году, когда все медучреждения будут обязаны перейти на финансирование только по ОМС, использование бюджетных средств, к примеру, на ремонт больницы станет незаконным.
«Понятно, что по нормативам ОМС невозможно содержать одноместную палату, — говорит Калашников. — А, к примеру, в главной ведомственной больнице — ЦКБ на Мичуринском проспекте (ФГБУ «ОБП» УД президента РФ. — «Газета.Ru») — этим категориям предоставляется право на такую палату. То есть для пациентов фактически ничего не меняется, речь идет об источниках финансирования, дотациях для ряда учреждений».
В самой «Объединенной больнице с поликлиникой» Управления делами президента РФ отказались ответить на вопрос, на какие нужды планируется направлять будущие дотации. «У нас закрытое лечебное заведение, и никаких комментариев СМИ мы не даем», — заявили в секретариате больницы.
Впрочем, оценка скромных возможностей фонда ОМС депутатами, озабоченными нехваткой средств на обслуживание чиновников по первому разряду, совпадает с мнением рядовых медиков, требующих сделать тарифы ОМС реальными.
А также с данными агентства Bloomberg, поставившего Россию на 51-е место в рейтинге эффективности систем здравоохранения (ниже Белоруссии и Азербайджана). Эта эффективность определялась по совокупности трех показателей: средней ожидаемой продолжительности жизни, госзатрат на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения и стоимости медицинских услуг в пересчете на душу населения.
Новый закон закрепляет «крепостническую» медицину, считает президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. Поскольку принцип ОМС провозглашает равные права всех застрахованных в этой системе, то теоретически любой гражданин мог бы претендовать на лечение в больницах 4-го управления. Теперь этого гражданина окончательно поставили на место.
«Все эти управления делами президента, министерства, судьи имеют свои ведомственные поликлиники и больницы, которые плавно перешли к ним с советских времен и куда простые граждане даже нос не могут сунуть, — говорит Старченко. — А поскольку в системе ОМС все пациенты равны, значит, надо ввести для чиновников «особый порядок». Они отделили себя от граждан, теперь уже законом. Раньше я хотя бы гипотетически мог обжаловать отказ в лечении в ведомственной поликлинике, теперь — нет. Всем этим высокопоставленным управленцам наплевать на наше здравоохранение, потому что у них оно свое, элитное. И в их системе нет палат, кроме одноместных. При этом оплачивать эксклюзивные условия для лечения министру или бывшему депутату должен российский налогоплательщик».