В среду в Калининском районном суде Петербурга начался процесс по делу Николая Бондарика, известного националиста и члена Координационного совета оппозиции. Прокурор зачитал обвинительное заключение. Из него следовало, что 48-летний Николай Бондарик обвиняется по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды к группе лиц по признакам отношения к религии»).
По версии следствия, 15 октября 2013 года 16-летний Федор Пименов вступил в сговор с Бондариком «на возбуждение ненависти и вражды к группе лиц, исповедующих ислам, отмечающих в указанный день религиозный праздник Курбан-байрам».
Соучастник Бондарика нанес себе поверхностную рану плеча и обратился в медицинское учреждение, где сообщил о якобы совершенном на него нападении на станции метро «Горьковская».
Бондарик тем временем разместил в интернете сообщение, что в Курбан-байрам «трудящиеся Востока» нанесли русскому студенту ножевое ранение. Одновременно он по телефону комментировал журналистам нападение на студента. В тот же день соучастник Бондарика дал интервью телевизионщикам о том, что его «порезало неизвестное лицо кавказской внешности».
Отметим, изначально в деле было два эпизода. Однако один эпизод обвинение было вынуждено убрать, так как проходящий по делу Василий Баранов отказался свидетельствовать против Бондарика. В деле остались только показания 17-летнего свидетеля Федора Пименова.
Зачитав обвинительное заключение, представитель прокуратуры представил суду справку, что свидетель обвинения Федор Пименов болен ОРЗ и не может участвовать в заседании. Увидев документ, Бондарик и его адвокат усомнились в его подлинности.
«Это ксерокс. Не видно, каким учреждением выдана справка», — заявил подсудимый.
Бондарик попросил предоставить иной документ, а если потребуется — принудительно привести в суд Пименова. Судья Геннадий Пилехин пообещал, что, если в следующий раз свидетель не появится, тогда будет рассмотрен вопрос о его приводе.
Затем Пилехин перенес заседание на 22 октября.
После заседания Николай Бондарик сказал «Газете.Ru», что хочет задать вопросы единственному свидетелю обвинения.
Ранее очной ставки с ним не было, на предварительном заседании он также не появился. А других доказательств, кроме его показаний, у обвинения нет.
«В деле есть переписка, предоставленная соцсетью «Вконтакте» следствию и суду, — говорит подсудимый, — Она показывает, что все общение с Пименовым начинается с его обращения ко мне. Мол, так и так, какой-то нерусский сегодня ткнул ножом. Он спросил, что мне делать? Я ему ответил — сфотографируй и выложи. Чтоб убедиться, нужны же доказательства. Он выложил. Я смотрю — раны есть. Дал ему тут же совет, который дал бы любой. Езжай в травму, звони в полицию, пиши заявление. В чем неправомерность моих действий? Я не понимаю».
Бондарик не исключает, что правоохранительные органы решили отправить его в следственный изолятор, поскольку опасались его как непредсказуемого политика из КСО и организатора протестных правых акций.
Он считает, что накануне Олимпиады и выборов градоначальника в Питере его сочли опасным.
«Не знаю, как этого мальчика здоровые дяди из центра «Э» убеждали, но, судя по всему, убедили, что это, мол, Бондарик его подговорил на провокацию, — говорит националист. — Дела никакого вообще нет. Прокурор выглядит бледно. Он сам плохо понимает, что ему приходится доказывать.
Если есть политический приказ меня осудить, судья это выполнит. Если такого приказа нет, то судья дело закроет и меня оправдает».
Изначально следствие считало, что Бондарик в октябре 2013 года в день празднования Курбан-байрама устроил инсценировку двух нападений мусульман на жителей Петербурга. Тогда в соцсетях стала распространяться информация, что у станции метро «Горьковская» мигранты ранили ножом 16-летнего студента колледжа Пименова, а на проспекте Просвещения в 25-летнего Баранова выстрелили из травматического пистолета.
Информация о потерпевших мгновенно разлетелась по сети. Сами активно раздавали интервью. Резонанс получился мощным. Делом заинтересовались силовики, хотя сами жертвы в органы не обращались.Уже на следующий день полиция заявила, что дело нечисто, и вскоре начальник петербургского управления МВД Сергей Умнов собрал брифинг, на котором заявил о хитроумной провокации националистов.
По данным правоохранителей, правые активисты устроили две инсценировки, чтобы привлечь внимание журналистов, спровоцировать горожан на погромы, аналогичные бирюлевским, и учинить кровавую бойню.
«Они подобрали момент после событий в Бирюлеве. За деньги исполняли роль жертв, получили реальные травмы. Сфотографировали раны, зафиксировали их в медпункте и за деньги выложили в интернет. Мы усомнились, что это правда, поскольку слишком быстро информация об этом появилась в сети», — сказал Умнов.
Бондарика задержали. Однако на этом дело не кончилось. Через несколько дней состоялась акция националистов, закончившаяся http://www.gazeta.ru/social/2013/10/21/5717133.shtml натуральным погромом в центре города. На Марсовом поле в народном сходе под девизом «Вернем город себе!» участвовали, по разным оценкам, от 100 до 500 человек. Собравшиеся принесли имперские флаги, скандировали националистические лозунги, требовали освободить Николая Бондарика. После акции националисты двинулись к Гостиному Двору. Большинство составляли несовершеннолетние — школьники и студенты колледжей. Некоторые были вооружены. По пути они нападали на людей с неславянской внешностью.
У Гостиного Двора собралось человек двести, которых минут через пятнадцать разогнала полиция. Кучка националистов пыталась спровоцировать групповую драку с мигрантами в соседнем Апраксином Дворе, бросая в них камни и петарды. Дело обошлось небольшой стычкой: вовремя появился ОМОН, зачинщики бросились врассыпную. Еще несколько групп пытались устроить беспорядки у различных станций метро. Всего полиция задержала около ста человек. Оказалось, что большинство — несовершеннолетние, при досмотре у них нашли пневматические пистолеты, петарды, ножи, маски. В полиции заявили, что речь о погромах не идет. В отношении пойманных националистов составили протоколы об административном правонарушении. Уголовных дел возбуждено не было.
Отметим, в конце сентября Петроградский районный суд Санкт-Петербурга приговорил соратника националиста Николая Бондарика Дмитрия Евтушенко http://www.gazeta.ru/social/news/2014/09/26/n_6512173.shtml к 160 часам обязательных работ. Защита националиста заявила, что не будет обжаловать решение суда.
Евтушенко (прозвище — Бешеный) признали виновным в экстремизме. На суде он сознался, что сразу после http://www.gazeta.ru/social/2013/10/13/5704565.shtml событий в Бирюлеве разместил в социальной сети посты с призывами последовать примеру москвичей. Следствие сочло, что записи направлены на возбуждение ненависти и вражды по признакам национальности и отношения к религии.
Николай Бондарик — один из известных российских правых радикалов, пиарщик, журналист, политолог. Окончил питерский политехнический институт. Ему 48 лет, женат. Начал активную политическую деятельность в начале 1990-х. Организатор многих правых протестных акций, «Русских маршей», «Русских зачисток». Состоял в координационном совете оппозиции. Ныне — председатель петербургского отделения Русской партии. Работал в газете «Новый Петербург», сетевых изданиях КМ и «Правда.ру». Ранее Бондарик имел судимость: в 1997 году получил пять лет за участие в избиении, приведшем к смерти. Этот приговор позднее отменили. Как журналист Бондарик судился с прокурором Петрозаводска из-за заметки «Крестный отец», дело завершилось примирением.