Направленный в международную комиссию по расследованию документ, в котором содержатся 24 вопроса от России по крушению малайзийского Boeing 777, подписан Олегом Сторчевым, замруководителя Росавиации. Он тоже является членом этой комиссии, уполномоченным представителем РФ для участия в расследовании обстоятельств и причин падения самолета.
Озвученные вопросы, по мнению Сторчевого, необходимо прояснить в ходе дальнейшего расследования.
Вопросы разбиты на две части — те, которые требуют ответа в первую очередь, и все остальные. Часть вопросов достаточно стандартна для расследования и уже фактически изучена. Росавиация предлагает проанализировать поврежденные части самолета, выяснить возможные источники их поражения; поискать поражающие элементы на месте крушения, в частях самолета, обшивке кресел; осмотреть тела погибших; изучить данные украинских наземных радиолокационных средств, включая военные, о передвижении самолета. Также Россия просит изучить переговоры экипажа внутри кабины, переговоры днепропетровских диспетчеров, как радиопереговоры, так и телефонные. В частности, Росавиацию интересуют переговоры с «военным сектором» или силами ПВО Украины, с экипажами сингапурского рейса SIA-351 и индийского рейса AIC-113, которые были недалеко от малайзийского самолета. Также России интересны любые другие переговоры внутри диспетчерского пункта.
Кроме того, Росавиация запросила данные о полетах военных самолетов в районе вооруженного конфликта на юге Украины и в месте падения Boeing. Судя по всему, это необходимо для проверки версии о нападении на пассажирский лайнер с воздуха.
Также международной комиссии предлагается связаться с украинскими военными и затребовать от украинцев информацию о запланированных и состоявшихся пусках ракет — как учебных, включая имитацию пуска, так и боевых, и узнать сведения о фактическом наличии и расходе зенитных управляемых ракетных комплексов. При этом было бы хорошо узнать места дислокации соответствующих сил и средств, уточняют в ведомстве.
Россия предлагает комиссии выйти на связь с ней, а также США, руководством НАТО и другими странами — участницами расследования и получить данные о радиолокационной обстановке в регионе. «Например, данные спутников США, средств наблюдения НАТО (самолетов-разведчиков AWACS) и РФ», — говорится в опубликованном Росавиацией документе.
Требуется также проанализировать воздушную обстановку. В этом должны помочь переговоры пилотов военных самолетов, переговоры органов обслуживания воздушного движения Украины, свидетельства экипажей самолетов, которых находились в день катастрофы в этом секторе, суточный план полетов украинской военной авиации за 17 июля. Россия просит выяснить, какая информация поступала органам организации воздушного движения Украины от авиационной администрации Украины в связи с ограничением на использование воздушного пространства в районах Донецка и Луганска.
Росавиация напоминает международной комиссии, что Министерство обороны России предоставляло ранее данные об активизации радиолокационных центров в период, близкий к времени крушения самолета.
Поэтому комиссии предлагается выяснить все, что касается работы украинских наземных радиолокационных средств, в том числе о контроле силами ПВО Украины использования воздушного пространства в районе Донецка и Луганска.
Чтобы подтвердить или опровергнуть версии о неисправности на борту самолета и о крушении по вине пилотов, Росавиация предлагает изучить данные о подготовке экипажа, наличие сигналов о неисправностях и отказах оборудования Boeing и организации предполетного досмотра пассажиров и грузов.
Напомним, 9 сентября Совет безопасности Нидерландов опубликовал предварительный отчет о расследовании катастрофы Boeing 777 на Украине. Помимо официального подтверждения принятой по умолчанию версии о том, что самолет был сбит, голландцы озвучили ряд новых фактов. В частности, Boeing 777 за секунды до крушения самовольно изменил курс, а многочисленные отверстия от предполагаемых снарядов обнаружены на кабине пилотов не снизу, а по бокам.
Окончательный доклад об обстоятельствах и причинах крушения будет обнародован летом 2015 года.
Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший по маршруту Амстердам — Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля у города Торез под Донецком. На его борту находились 298 человек, все они погибли. Наибольшее число жертв — 193 человека — были подданными Нидерландов. Кроме того, на самолете летели малайзийцы, австралийцы, британцы, филиппинцы, бельгийцы, немцы, индонезийцы и один канадец.