Чиновники пожаловались на массовые атаки со стороны граждан. В ведомства время от времени приходят одновременно сотни, тысячи и даже десятки тысяч писем с одинаковым текстом. Такие флешмобы практикуют разные общественные организации, правозащитники и активные граждане.
Тема была поднята в четверг на заседании Совета по правам человека при президенте России, где обсуждался механизм совершенствования обращений граждан в госорганы. Почтовый «терроризм» выступавшие чиновники отнесли к явным злоупотреблениям.
«Есть примеры откровенного злоупотребления обращениями граждан, — рассказал замминистра юстиции Михаил Травников. — Я в свое время работал в другом органе власти (четыре года в Министерстве регионального развития. — «Газета.Ru»), и тогда была организована многотысячная группа. Ей было предложено сформулировать спам-запрос в орган власти, чтобы подвергнуть критике регулирования, которые этот орган сделал. Организовано это было по заказу определенного хозяйствующего субъекта, который был в этом заинтересован.
За неделю мы получили 150 тыс. писем.
Они упали на одного-единственного исполнителя, который отвечал за этот вопрос. Этот несчастный человек ответил на 7 тыс. писем и затем взял больничный».
После этого в ведомство пришла Генеральная прокуратура и начала предъявлять претензии, почему исполнитель не уложился с ответами в отведенные законом 30 дней. «Но пока разбирались, срок привлечения человека к ответственности истек, и его оставили в покое», — говорит Травников. Он сетует, что в итоге ведомство понесло почтовые издержки, так как граждане писали по электронной почте, но ответ просили выслать бумажным письмом. «Думаю, стоит предусмотреть в новом законе, чтобы мы имели право на электронные письма давать ответ в электронной форме», — предложил Травников.
«Массовая рассылка от граждан идентичных обращений — это бич, — заявила зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительтсву Людмила Бокова.
— Это не только почтовые затраты, но и нарушения прав других граждан на получение ответа». Она заявила, что в новый текст закона об обращении граждан надо внести поправки, чтобы как-то регламентировать такие флешмобы. При этом в ведомствах выразили согласие, что любая премодерация писем граждан незаконна.
Как один из вариантов борьбы со спамерами чиновники предлагают введение электронной подписи под обращениями, отправленными по интернету. Таким образом, чиновники смогут идентифицировать отправителя. Замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Козырев уверяет, что получить электронную подпись несложно — достаточно отправить по интернету свои паспортные данные.
Другие предложения по модернизации обращений граждан представители ведомств озвучат на заседании специальной рабочей комиссии, которую проведут члены СПЧ.
Акции с массовой отправкой писем использует, в частности, Фонд борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов), основанный Алексеем Навальным. Представитель фонда Георгий Албуров заявил «Газете.Ru», что они все равно будут продолжать бомбардировать чиновников письмами. «Конечно, будем это продолжать делать. Это важный инструмент политического давления», — сказал Албуров. Он пояснил, что государственным органам надо модернизировать не систему обращений, а систему ответов. «Потому что на все многочисленные компании по отправке писем, запросов мы получали абсолютно одинаковые ответы, — говорит Албуров. — И то, что органы говорят, будто им надо 100 часов, чтобы ответить на каждый запрос, это не так. Все ответы написаны как под копирку. Так что это не занимает у них много времени. Другое дело, что наши запросы не получали никакого фактического рассмотрения. Если подозрения касаются коррупции на высшем уровне, как в случае с Якуниным и Собяниным, и с десятками других высших чиновников, мы получали формальную отписку о том, что никаких нарушений не усмотрено».
Модифицированию подвергнется федеральный закон №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». В СПЧ заявили, что с развитием интернета, появлением интернет-приемных и других интерактивных способов общения граждан с чиновниками закон уже начал устаревать.
Многие обращения граждан можно и нужно решать не в 30-дневный период, а гораздо быстрее.
Так, например, работает в Москве портал «Наш город» и в Татарстане портал «Народный контроль», куда жители могут писать по конкретным вопросам городского хозяйства, выкладывать фотографии и тут же отслеживать работу городских служб. Другие госорганы ввели интернет-приемные, но увидеть там движение отправленных обращений невозможно. А граждане, обращающиеся в более жесткие структуры, такие как прокуратура, следственный комитет или судебные органы, порой сталкиваются с непреодолимыми препятствиями. Например, невозможно попасть на прием к прокурору города или области без веского основания, которым становится обязательное посещение заместителя прокурора. Об этом заявил Олег Середа, начальник приемной Генпрокуратуры.
А министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов напомнил, что до сих пор, как и десятки лет назад, жалобы граждан отдаются на ответ в орган, на который люди жалуются.
«В 80% случаев жалобы спускаются в тот орган, на который гражданин жалуется, — сказал на заседании СПЧ Михаил Абызов. — Ясно, что происходит в этом случае, — сигнал уходит в мусорную корзину».
По словам Абызова, законодательство не различает обращения и жалобы. Он подчеркнул, что необходимо выделить сигналы о коррупции в отдельную категорию обращений граждан.
Первоначально члены СПЧ планировали сделать поправки к федеральному закону, но, выслушав представителей госструктур, председатель СПЧ Михаил Федотов пришел к выводу, что закон придется писать заново. «У нас получаются не поправки к ФЗ-59, а новый закон. Видимо, мы стоим на пороге подготовки фактически нового закона», — заявил Федотов.
«Часть статей уже написана, — рассказал «Газете.Ru» член СПЧ Евгений Бобров. — Посмотрим, насколько другие статьи будут изменены и как много предложений будет от других ведомств. Скорее всего, будет новый закон. Потому что там и название нас не устраивает: почему обращения только от граждан РФ, а от иностранцев, а от юридических лиц? В других государствах по-другому такие законы называются».
Примерно через три недели состоится заседание заинтересованных ведомств. «Думаю, быстренько закон разработаем. Мне бы хотелось в течение месяца, но Генпрокуратура попросила два. Разработанный законопроект мы представим президенту. Если он не внесет его в Госдуму, то мы его депутатам предложим. Все как обычно», — пояснил Бобров.