Новым военным комиссаром Чечни стал полковник авиации Ахмед Джейрханов — сообщение об этом появилось на официальном сайте правительства республики.
«Сегодня я представил коллективу нового военкома, пожелал ему успехов. Ахмед Джейрханов имеет богатый опыт военной и государственной службы», — написал глава республики Рамзан Кадыров на своей странице в Instagram. Помимо поздравлений новый комиссар с ходу получил от главы республики весьма непростое задание — «добиться призыва чеченской молодежи в армию».
«В Чечне десятки тысяч молодых людей, готовых стать военными. Но по непонятным никому и не озвученным никем причинам в войска их не направляют.
В марте 2003 года чеченский народ проголосовал за единство с Россией! И закон должен быть для всех один. Если есть какие-то причины, следует объяснить их письменно», — возмутился Рамзан Кадыров. Кадыров поручил Ахмеду Джейрханову заняться решением данной проблемы и добиться призыва молодежи в армию для прохождения срочной службы.
Как именно комиссар намерен сломать сложившуюся за последние годы практику, в правительстве не уточняют. Ни Джейрханов, ни пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов не были доступны.
В Минобороны от комментариев также воздержались. Все из представителей пресс-службы, к которым обратилась «Газета.Ru», под разными предлогами отказались пояснить ситуацию.
Впрочем, ведомство и раньше неохотно комментировало схему призыва, в которой военнообязанных Чечни не призывали в армию.
Стоит отметить, что чеченская молодежь в основном служит в подразделениях спецназа «Запад» и «Восток» Минобороны России, а также батальонах «Юг» и «Север» Внутренних войск МВД России. Все эти подразделения дислоцируются на территории республики.
Ранее на вопросы о том, почему чеченцев, в частности, не призывают в армию, Минобороны отвечало, что для начала необходимо наладить учет граждан, создать медкомиссии и вообще подготовить соответствующую инфраструктуру.
Однако в самой республике отрицают какие-либо проблемы с местным комиссариатом. Так, в 2011 году в эфире радиостанции «Эхо Москвы» Альви Каримов заявил, что не понимает причин, по которым чеченцев не призывают в армию.
«Мне не известно о наличии каких-либо законодательных актов, приказов, инструкций, регламентирующих эту ситуацию. На начальном этапе проведения контртеррористической операции военное командование это объясняло тем, что нет базы у военного комиссариата, нет условий для того, чтобы проводить сборы и так далее. Мы построили прекрасный комплекс военного комиссариата, аналогов которого, наверное, нет в регионах. <...> Они (призывники ЧР. — «Газета.Ru») готовы служить в рядах армии», — сообщил Каримов.
Одним из наиболее популярных объяснений остается высокий процент конфликтов, связанных с призывниками из республик Северного Кавказа.
Одним из ярких эпизодов, о котором в беседе с «Газетой.Ru» упомянула глава Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова, стал инцидент в 27-й отдельной мотострелковой Севастопольской бригаде, базирующейся в московском районе Теплый Стан.
Тогда, в 2002 году, в бригаду поступило около 70 чеченских юношей, многие из которых владели разрядом по боксу или борьбе. С их появлением в части начались конфликты:
вновь прибывшие, согласно расследованию «Комсомольской правды», отказались носить российскую военную форму и переоделись в спортивные костюмы, заставили поваров готовить для себя отдельную еду и носить ее прямо в казарму, свободно гуляли за территорию части.
В подтверждение подобных инцидентов противники северокавказских призывников приводят многочисленные фотографии и видео из соцсетей, на которых запечатлены неуставные отношения призывников с Северного Кавказа с сослуживцами — например, как они выстраивают солдат в шеренгу, выводя на телах зубной пастой надписи «Дагестан».
Однако в правительстве Чечни опять-таки отрицают такую тенденцию.
«Я хочу подчеркнуть, что чеченцы в армии очень уживчивы, они всегда готовы прийти на помощь сослуживцам, помочь сослуживцам, — все в том же интервью говорит Альви Каримов. — Вы понимаете, у нас в стране кому-то очень хочется создать образ чеченца-врага, образ чеченца-монстра».
Валентина Мельникова также подчеркнула, что это все «страшилки», не заслуживающие доверия. Однако она в то же время заявила, что идея Рамзана Кадырова, мягко говоря, «неудачная».
«Те, кто родились в Чечне в 1994 году, сейчас в возрасте 20 лет. Они родились и выросли во время войны с российской армией. Любой психолог вам расскажет все про возможные в этом случае конфликтные ситуации в армии», — говорит Валентина Мельникова.
Она также отметила, что выросших во время войны с Россией чеченцев Рамзан Кадыров благополучно призывает в чеченские боевые дружины.
Такого же мнения относительно психологической неготовности чеченцев служить в армии на общих основаниях придерживается уполномоченный по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиев.
«Мы глубоко убеждены в том, что в настоящее время отправлять чеченскую молодежь служить в другие регионы еще рано, — заявлял ранее Нухажиев. — На территории Чечни «прошли две войны, и за последние 15 лет в Чечне выросли целые поколения молодых людей, которые не осознали, что такое единое Отечество».
Новый военный комиссар Чечни Ахмед Магомедович Джейрханов, полковник авиации, окончил Сызранское высшее военно-авиационное училище в 1978 году. В 1980-х годах воевал в Афганистане. С 2000 по 2009 год работал в должности первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Чеченской Республике. После службы в МЧС Джейрханов занял пост председателя комитета правительства ЧР по экологии, затем был в должности заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды ЧР.