Бывший сотрудник ЦРУ и Агентства нацбезопасности США американец Эдвард Сноуден остается в России еще на три года. Об этом на встрече с журналистами в четверг рассказал адвокат Анатолий Кучерена, ставший советником Сноудена еще в прошлом августе. Срок свидетельства о предоставлении временного убежища, полученного Сноуденом в прошлом году, истекал 1 августа, и многих интересовало, как сложится дальше судьба разоблачителя американских спецслужб и одного из самых разыскиваемых людей в мире.
«То, что Сноуден подал документы на получение вида на жительство, было моей инициативой, — признался Кучерена. — Вид на жительство выдается на три года с правом продления, а временное убежище можно было продлить еще на один год».
Кучерена рассказал, что именно такой срок — три года — обусловлен тем, что у Сноудена двойное гражданство, его паспорт аннулирован, но гражданства США он не лишен. Лица с двойным гражданством получают вид на жительство на три года, лица без гражданства — на пять лет.
Теоретически экс-сотрудник ЦРУ может получить третье гражданство — российское, но эта возможность откроется спустя пять лет непрерывного проживания в России, то есть в 2018 году. Есть ли у Сноудена такие планы, его адвокат не сообщил.
В своем новом статусе Сноуден имеет право выезжать за пределы России на срок, не превышающий трех месяцев, иначе его вид на жительство может быть аннулирован.
Затем защитник прояснил ситуацию и с возможностью экстрадиции Сноудена в США, где ему заочно предъявлено обвинение в хищении государственной собственности, раскрытии данных о национальной обороне и умышленной передаче секретной информации посторонним лицам. Все это в сумме предусматривает до 30 лет тюрьмы или смертную казнь. «В России ему не предъявлено никаких обвинений. И никаких официальных запросов в части экстрадиции к нам из США не поступало, да и не может быть. Чтобы его привлечь к ответственности, нужно иметь доказательства. Как такового запроса, который бы соответствовал всем международным правовым актам, нет», — напомнил Кучерена.
По его словам, единственным официальным обращением из страны, откуда сбежал Сноуден, было «витиеватое» письмо генерального прокурора США, в котором было сказано, что Сноудену все-таки «не грозит смертная казнь».
Кучерена в очередной раз попросил журналистов не путать временное убежище с политическим, указав, что это разные процедуры.
Информация о последователе Сноудена, который сливает прессе информацию из сферы национальной безопасности, не удивила Кучерену. По его словам, «это неудивительно; таких Сноуденов, я думаю, в ближайшее время будет еще больше», уверен адвокат.
Говоря о материальном положении Сноудена, Кучерена отметил, что тот обеспечивает себя сам, кроме того, существует фонд, куда поступают деньги от частных лиц и организаций.
«Что касается его жилья, то государство к этому отношения не имеет и не может выделить ему какое-либо жилье, несмотря на получение вида на жительство», — пояснил адвокат.
Место работы и жительства Сноудена, по понятным причинам, не раскрываются. Кроме того, стало известно, что у Сноудена нет госохраны, о его безопасности заботятся сотрудники частных охранных служб. Единственное, Кучерена подтвердил, что нынешняя деятельность Сноудена по-прежнему связана с IT, компьютерной безопасностью.
На вопрос, не консультирует ли его клиент российские власти или спецслужбы, адвокат ответил, что это ему неизвестно и Сноуден на этот счет с ним не советовался.
Американский беженец активно учит русский язык. А на публикующихся в прессе фотографиях видно, что Сноуден разгуливает по гипермаркетам и посещает спектакли: его увидели сидящим в зрительном зале Большого театра.
Всем интересующимся Кучерена посоветовал обратиться за ответом к Сноудену лично: «Он иногда отвечает на те вопросы, которые приходят к нему на электронную почту». Впрочем, интервью Сноуден почти не дает, опасаясь, что «пропагандистская машина Соединенных Штатов Америки сразу начинает заниматься его очернительством».
Имя Эдварда Сноудена прогремело в июне 2013 года. Сотрудник ЦРУ начал передавать журналистам The Guardian и The Washington Post информацию о том, как Агентство национальной безопасности с помощью программы PRISM может следить за переговорами миллионов людей по всему миру, в том числе лидеров крупнейших государств. Так, например, по его признанию, происходило в Лондоне, на саммите «большой двадцатки», где присутствовал президент России Дмитрий Медведев. Сам Сноуден неоднократно подчеркивал в своих интервью зарубежным изданиям, что его целью является не раскрытие секретов и разоблачение, а только то, «что служит интересам общества».
21 июня 2013 года Сноуден прибыл из Гонконга в аэропорт Шереметьево и находился в транзитной зоне аэропорта, где пассажиры обычно ждут пересадки на рейс, до 1 августа, пока не получил свидетельство о предоставлении временного убежища. Известно, что Сноуден встал на учет по месту пребывания, но не в Москве. В октябре Россию посетил отец Эдварда — Лонни Сноуден.