Распоряжение о введении режима ЧС, которое подписал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, распространяется на правоотношения, возникающие с 10 июля – начала наплыва беженцев на Кубань.
Поясняется, что выделение средств на беженцев с Украины значительно увеличило нагрузку на региональный бюджет — это стало главной причиной введения режима ЧС.
В пресс-службе администрации Краснодарского края «Газете.Ru» сообщили, что работу по ликвидации чрезвычайной ситуации возглавил первый вице-губернатор Джамбулат Хатуов. Ранее он руководил оперативными штабами в пострадавшем от наводнения Крымске и предолимпийском Сочи. Всего задействуют 12 профильных министерств и департаментов краевой администрации, перед которыми поставлена задача обеспечить условия для пострадавших от военных действий граждан Украины.
«Ростовская область и Краснодарский край стали территориями, естественным образом приспособленными для принятия беженцев с Украины. Это связано с близостью, общей границей и ментальностью. Мы изначально были транзитной территорией для беженцев, едущих в Крым», — рассказал «Газете.Ru» председатель комитета по вопросам местного самоуправления и социально-экономического развития территорий законодательного собрания Краснодарского края Николай Петропавловский.
По словам депутата, введенный режим «не связан с безопасностью или угрозами населению», единственная причина его введения — аккумулировать усилия для поддержки беженцам.
«Нужно, чтобы появились законные основания выделения бюджетных средств: нельзя потратить деньги просто так.
Я знаю, что в систему ЧС включены все главы муниципалитетов и поселений Кубани, система работает как единый механизм», — подчеркнул собеседник.
По мнению краснодарского политолога Михаила Саввы, для решения проблемы федеральный центр обязан отрегулировать и упростить процедуры предоставления официального статуса беженца. «Сегодня в отделениях ФМС огромные очереди, неразбериха, бюрократические проволочки, которые раздражают приехавших с Украины и являются катализатором для живущих здесь россиян, потому что украинцы добавились в российские очереди, что обострило недовольство работой миграционной службы», — отметил Савва.
Вторая проблема — финансирование выплат беженцам.
«Совершенно очевидно, что никто не планировал заранее такие объемы, чтобы поддержать приехавших с Украины. Хотя бы на первое время нужны дополнительные средства», — считает эксперт.
«Людей надо кормить, обеспечивать жильем и вещами. Силами волонтеров и жертвователей эту проблему не решить. Соответственно, режим ЧС закрывает вопрос с выделением денег. Учитывая эскалацию ситуации на юго-востоке и перенасыщенность Ростовской области беженцами, уместно предположить, что их поток в Краснодарский край с каждым днем будет увеличиваться», — добавил кубанский политтехнолог Александр Топалов.
Президент краснодарского Центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный уверен, что в рамках действующего законодательства проблема беженцев в приграничных регионах вряд ли будет успешно решена.
«Решением может стать федеральная целевая программа поддержки украинцев, вынужденно покинувших охваченные войной города. Только в этом случае местные руководители не будут изыскивать лазейки для выделения финансирования и урезать социальные программы, — рассуждает собеседник. — А это уже сказывается на настроениях жителей регионов: если вначале безоговорочно поддерживали «братьев-славян», то сейчас в ряде случаев жители выражают недовольство тем, что отодвигаются очереди в детские сады и нет привычных социальных выплат».
Отметим, что дефицит бюджета Краснодарского края на 2014 год закладывался в 10,4 млрд руб.
После присоединения Крыма и начала войны на юго-востоке Украины, неофициально рассказывают сотрудники бюджетных образовательных и медицинских учреждений Кубани, им сократили так называемые губернаторские надбавки, а это несколько тысяч рублей к зарплате ежемесячно. «Попросили подождать до осени», — пишут на форумах воспитатели детских садов. Также сокращены компенсации на оплату коммунальных услуг малообеспеченным жителям Краснодарского края.
Представитель одного из батальонов ополченцев, занимающийся перевозкой в Луганск гуманитарной помощи, Ренат Каде считает, что необходимо активно создавать условия для трудоустройства всех беженцев, прибывших в регион.
«Нужно понимать, что сегодня многие беженцы живут в летних времянках... Покидая дома, они не взяли теплую одежду. Решением проблемы может стать массовое трудоустройство. Например, можно создать трудовые лагеря для семей, в которых беженцы смогут проживать и работать, — считает представитель луганского ополчения. — Таким образом, украинцы смогут вытеснить в ряде отраслей, например в строительстве, мигрантов из стран Средней Азии».