Жара, которая уже несколько дней стоит в центральном регионе России, активизировала лесные пожары. В среду, 30 июля, стало известно о том, что огнем охвачены лесные массивы в Тверской области.
«Все очень плохо, пожар происходит в трех районах Тверской области — Калининском, Конаковском и Кимринском, основные очаги сейчас около поселков Редкино и Рачинка», — рассказал «Газете.Ru» представитель комитета лесного хозяйства Московской области Святослав Некляев.
Однако куда большее беспокойство вызвала новость о том, что дым от горящих торфяников двинулся в сторону Москвы.
«Смог из Тверской области зашел и в Московский регион во вторник вечером. Роза ветров повернула на северо-западное направление, но уже к утру ветер изменился на юго-западный», — говорит Некляев. Эту информацию подтверждают специалисты Greenpeace.
«Ситуация в Тверской области ожидаемая, — считает руководитель противопожарного проекта «Greenpeace России» Григорий Куксин. — Она развивалась с весны, и время, когда можно было потушить, упущено еще в мае-июне. Сейчас там не меньше пяти крупных очагов торфяных пожаров. Такая же ситуация, но чуть проще — в Ярославской области. Москвичам стоит быть готовыми к тому, что с учетом сухой устойчивой жаркой погоды ситуация будет усугубляться.
Задымление будет неизбежно в Твери или в Конаково либо пойдет на Москву, в зависимости от направления ветра».
В ближайшие дни ожидается перемена направления ветра на южное, и Москва вздохнет спокойнее, но предаваться излишнему оптимизму не стоит. Как только ветер снова изменится на северный или северо-западный, смог понесется в сторону Москвы.
«Справиться с ситуацией быстро не получится, — считает Куксин. — В Тверской области, которая сейчас горит, сил и средств на это уже не хватает. Их надо было применять раньше, пока эти пожары были маленькими, но Тверская область в виде комитета лесного хозяйства и особенно областного МЧС предпочла делать вид, что их нет».
Эколог отметил, что в Московской области ситуация намного лучше: торфяные пожары хотя и возникают регулярно, тушить их проще, поскольку весной и лесники, и пожарные приложили усилия к упреждению возгораний.
«Несмотря на то что с 2010 года на обводнение торфяников потрачено 6 млрд руб., говорить об отсутствии угрозы — сильное преувеличение, обводнены небольшие участки. Кое-где лучше, например в Шатурском, Егорьевском, Орехово-Зуевском районах, но основная часть торфяников остается достаточно сухой.
Так что торфяники могут гореть и в Московской области», — не исключает Куксин.
По его словам, проблем стоит ожидать и со стороны Владимирской области: там было несколько пожаров, которые недотушили. Так же обстоит дело и в Ярославской области, где долго не признавали наличие очагов медленного тления торфяников: если их упустить в апреле, то ситуация становится почти безнадежной, в жару они переходят в фазу открытого горения, и потушить их очень сложно: требуется тонна воды на квадратный метр. «Сейчас все будет сильно зависеть от погоды, — говорит Куксин. — Нужно понимать, что торфяные пожары не тушатся осадками. Задымление будет только усиливаться, несмотря на все усилия МЧС.
Ситуация уже сильно упущена, и торфяники не прощают таких ошибок. Как только ветер подует на Москву, дым придет в столицу».
Впрочем, буквального повторения 2010 года ожидать не стоит. Тогда в конце июля почвы горели и в Московской, и в сопредельных областях, и дым в город приносил ветер любого направления. С угрозой торфяников четыре года назад не справились все регионы, в нынешнем году это не так. По данным Минздрава, в 2010 году смертность в Московском регионе превысила среднее многолетнее значение на 55 тыс. человек.
В лесохране тем временем считают, что пожары в Тверской области не несут угрозы для Московского региона.
Несмотря на сложные погодные условия и прогнозируемый наивысший, пятый класс пожарной опасности, область и торфяные пожары разделяет преграда в виде Иваньковского водохранилища и Волги.
Кроме того, в воздухе дежурят три борта, которые дважды в сутки инспектируют ситуацию в лесных массивах, в восточной части области работает система видеомониторинга. Камеры следят за торфяниками, которые горели в 2010 году. К своим успехам работники лесного хозяйства относят и самую маленькую ныне среднюю площадь пожара за последние 10 лет. Она составляет сейчас всего 0,2 га, в то время как еще в 2010 году средняя площадь доходила до 1 га.
«Словом, ресурсов пока достаточно, если потребуется, мы поставим на уши всю область. К сожалению, в Подмосковье основной причиной пожаров являются люди, антропогенный фактор, — добавил Некляев. — Поэтому с 29 июля введено ограничение: въезд в леса запрещен всем, кроме специальных служб. Причиной возгорания может стать не только окурок, но и искра из мотоцикла».