Об обнаружении «черных ящиков» разбившегося малайзийского Boeing в Донецке первым официально заявил премьер-министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Бородай. Самописцы, по словам ополченцев, были найдены 20 июля в воскресенье: два «черных ящика» сейчас находятся в Доме правительства ДНР. Представители Александра Бородая заявляют, что не намерены препятствовать передаче любых технических деталей международным экспертам.
«Мы обнаружили технические детали самолета, которые нами идентифицированы как бортовые самописцы, мы готовы их передать только международным экспертам, представителям ICAO (Международная организация гражданской авиации. — «Газета.Ru»), которые, мы будем надеяться, прибудут в какой-то момент в Донецкую республику, мы уже четвертые сутки их ждем с момента катастрофы. Пока тут работают только четыре специалиста, которых прислал Киев», — рассказал «Газете.Ru» член совета безопасности Донецкой народной республики Сергей Кавтарадзе. Он также добавил, что «ящики» визуально не повреждены.
На момент сдачи материала власти ДНР сообщили, что голландские эксперты прибыли в Донецк для расследования причин катастрофы. Кроме того, на месте крушения самолета в эти дни работали сотрудники ОБСЕ.
«Местонахождение «черных ящиков» нам неизвестно, — сообщили «Газете.Ru» представители ОБСЕ в 12:00 мск понедельника. – Также у нас нет информации о том, у кого они находятся в данный момент».
В воскресенье миссия ОБСЕ в третий раз посетила место трагедии. На этот раз экспертам удалось попасть на место падения кабины пилотов и отсека самолета, где находился салон первого класса. К тому моменту оттуда уже убрали 37 тел, включая останки пилотов. Вместе с ОБСЕ на месте находились представители украинского Национального бюро по расследованию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами, добавил собеседник «Газеты.Ru».
«Представители миссии ОБСЕ на этот раз получили более широкий доступ к месту крушения самолета по сравнению с двумя предыдущими днями», — отметили в ОБСЕ, воздержавшись от уточнений деталей. При этом, по данным международной организации, на месте по-прежнему находилась часть останков погибших. Эксперты зафиксировали случаи кражи имущества погибших.
По итогам разговоров с местными жителями был сделан вывод, что некоторым из них требуется помощь психологов, чтобы преодолеть психологическую травму после катастрофы.
Команда из 20 членов специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине прибыла в Донецкую область для расследования трагедии еще в пятницу. Кроме того, в воскресенье 14 членов миссии побывали на железнодорожной станции Тореза и проинспектировали поезд с четырьмя вагонами-рефрижераторами для транспортировки тел погибших пассажиров лайнера.
По данным ОБСЕ, температура в вагонах составляет от 0 до 5°C, контейнеры с телами погибших пронумерованы. Их количество экспертов посчитать не удалось, так как для этого не было необходимых средств защиты.
Между тем пока точно неясно, кому ополченцы в итоге передадут «черные ящики». Премьер-министр непризнанной республики Александр Бородай уточнил, что ДНР отказывается отдавать бортовые самописцы представителям Украины.
«Это связано с тем, что в этом случае было бы вероятно нарушение их целостности для фальсификации результатов расследования», — объяснил свою позицию Бородай.
Напомним, что первая информация об обнаружении «черных ящиков» начала появляться в сети еще 17 июля, однако ополченцы опровергали ее. Ранее премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Разак заявил, что страна обладает исключительным правом доступа к бортовым самописцам с разбившегося на Украине пассажирского Boeing, и потребовал передать «ящики» малайзийским экспертам.
«Мы намерены их получить, поэтому и группа экспертов отправилась на Украину, и с этой же целью в том числе я еду в Киев», — сообщил премьер-министр Малайзии.
Ополченцы утверждают, что пока никто из международных экспертов с ними не связался, однако в случае их приезда власти самопровозглашенной республики препятствовать расследованию не намерены.
Представители МАК (Межгосударственный авиационный комитет), в свою очередь, сообщили, что международная комиссия по расследованию крушения Boeing должна быть создана под эгидой ICAO. Под контроль этой комиссии необходимо передать бортовые регистраторы, считают в МАК.
«Как региональная международная организация в области безопасности полетов и независимого расследования авиационных происшествий, имеющая большой опыт в расследовании авиационных происшествий более чем в 70 странах мира, мы готовы оказать профессиональную помощь» , — сообщается на сайте МАК.
Напомним, пассажирский самолет Boeing 777 Malaysian Airlines, летевший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит 17 июля на территории Юго-Восточной Украины. Лайнер упал в окрестностях села Грабово Шахтерского района Донецкой области. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли.