Пожар на перегоне «Третьяковская» — «Октябрьская»
10 июня 1981 года
На перегоне между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская» возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. В итоге сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, которые отравились продуктами горения. По официальным данным, жертв не было. Газета The New York Times со ссылкой на очевидцев писала, что как минимум семь человек погибли при пожаре. Иностранцы, которые стали случайными свидетелями происшедшего, рассказали газете, что пожарные подняли семь тел со станции «Октябрьская». Однако газета писала, что возгорание в метро могло произойти из-за некой поломки эскалатора.
Авария эскалаторов на «Авиамоторной»
17 февраля 1982 года
Вечером произошла трагедия на эскалаторе на станции «Авиамоторная», которая унесла жизни восьми человек, еще 30 человек были травмированы. К началу часа пик был включен на спуск эскалатор №4. Примерно через 20 минут после запуска из-за поломки механизма эскалатор под тяжестью людей начал двигаться вниз, набирая скорость. Свидетели трагедии рассказали, что люди, стоявшие на соседнем эскалаторе, улыбались — «быстрее доедете». В итоге скорость эскалатора превысила обычную в 2,4 раза. Около ста человек не смогли удержаться на ногах и начали падать. При этом оказался загорожен проход на нижней площадке эскалатора — люди просто не успевали сходить с эскалатора. Кто-то пытался перепрыгнуть на другой эскалатор, залезая на балюстраду, которая не выдержала, и люди провалились вниз, получив многочисленные ушибы. Неполадки длились меньше двух минут. Дежурный пытался остановить эскалатор рабочим тормозом с пульта в своей кабине, затем пытался задействовать аварийный тормоз. В газетах на следующий день появилась небольшая новость об аварии. Информация о жертвах и пострадавших в трагедии стала известна лишь через девять месяцев на заседании Верховного суда РСФСР. Причиной аварии стала неисправность рабочего тормоза и принудительный вывод из строя аварийного тормоза. Выяснилось, что в декабре 1981 года на эскалаторах на «Авиамоторной» были установлены тормоза новой системы, которые требовали настройки по новой инструкции.
Но мастер по эксплуатации эскалаторов продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме. После аварии руководство метрополитена было обязано проверить все новые эскалаторы, но для этого нужно было закрыть более 15 станций, на это власти не пошли. В итоге закрыта была только станция «Авиамоторная», где специалисты работали в три смены. На остальных станциях эскалаторы проверяли постепенно, в частности, были приняты меры по повышению их надежности.
Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии
30–31 марта 1994 года
В течение 12 часов на Серпуховско-Тимирязевской линии произошло сразу три аварии, в результате которых пострадали 20 человек. Первая авария случилась 30 марта в 18.48 на перегоне «Нагорная» — «Нахимовский проспект». Состав, который шел из центра, нагнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. Поскольку из-за столкновения график движения был сорван, на линии образовалась пробка, поезда не могли следовать по своим маршрутам. Во время маневров на следующее утро в 5.30 один из составов пустили не по тому пути — произошло еще одно столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. Через несколько часов, в 9.14, когда один из поездов прибыл на станцию «Петровско-Разумовская», но еще не успел открыть двери для выхода пассажиров, в него врезался состав, который шел следом. Последний вагон сошел с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. По словам экспертов, на Серпуховско-Тимирязевской линии основным средством сигнализации является автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС). Машинист управляет при помощи приборов, получающих сигналы АЛС-АРС по рельсовым сетям. Из-за технических неполадок возникли несогласованности с передачей частот в рельсы. Из-за этого и произошли столкновения. В первых двух случаях машинисты нарушили требования Правил технической эксплуатации метрополитена, при этом один из машинистов вместо положенных восьми часов отработал 13.
Блэкаут в Московском метрополитене
25 мая 2005 года
В 11.10 произошло массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», которые подают электроэнергию в том числе и в Московский метрополитен. В результате движение было остановлено на многих участках — от станции «Красногвардейская» до «Павелецкой» Замоскворецкой линии, от станции «Серпуховской» до «Бульвара Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии, от «Битцевского парка» до «Проспекта мира» Калужско-Рижской линии. Кроме того, движение отсутствовало на Каховской, Люблинской и Бутовской линиях. В тоннелях на разных линиях остановились 43 состава, в которых находилось около 20 тысяч человек. Некоторые поезда прибывали на станции, на которых не было света. Эвакуация пассажиров заняла несколько часов. Несмотря на дополнительные автобусные маршруты, многие люди не могли добраться до места работы, а вечером с трудом вернулись домой. Движение метрополитена было восстановлено только на следующий день. Ответственность за энергосбой взяло на себя руководство РАО «ЕЭС России», были возбуждены уголовные дела по статьям «Халатность» и «Злоупотребление полномочиями». После инцидента подали в отставку директор «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев и его заместитель Владислав Назин.
Разрушение тоннеля на прогоне «Войковская» — «Сокол»
19 марта 2006 года
Инцидент между «Войковской» и «Соколом» произошел в воскресенье в 14.37. Поезд столкнулся с бетонной сваей, которая провалилась в туннель прямо перед его приближением. Машинист поезда увидел проваливающуюся сваю и применил экстренное торможение, однако избежать столкновения не удалось. Первый вагон налетел на сваю и был сильно поврежден. Свая повредила его крышу, чуть позже на первый вагон упали куски бетонной облицовки тоннеля и еще две сваи. По счастливой случайности никто не пострадал, поскольку в воскресенье в поезде было немного народа. В результате аварии участок от «Сокола» до «Речного вокзала» был закрыт, были пущены дополнительные автобусы и троллейбусы. В ходе расследования выяснилось, что над тоннелем забивали сваи для рекламного стенда, одна из них и провалилась. Руководство метрополитена заявило, что компания, проводившая работы, не обращалась к ним за разрешением. При этом сама фирма предъявила все документы, выданные владельцем земельного участка. Оказалось, что на планах даже не было указано, что на этом месте проходит линия метрополитена.
Машинист состава за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом президента России был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Реакция машиниста позволила избежать человеческих жертв, поскольку он заметил падающую сваю и сам организовал эвакуацию пассажиров.
Пожар на перегоне «Охотный ряд» — «Библиотека имени Ленина»
5 июня 2013 года
В тоннеле между станциями «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина» утром загорелся силовой кабель. К 9 утра возгорание было ликвидировано. Из метро были эвакуированы 5 тысяч пассажиров. Семь человек были госпитализированы, 47 человек обратились за медицинской помощью. Движение было восстановлено только к 14.00. Причиной пожара стало короткое замыкание в старом силовом кабеле. Мэр Москвы после аварии призывал наказать виновных, однако понесли ли они какое-то наказание, до сих пор неизвестно. После пожара несколько пострадавших подали в суд на Московский метрополитен. Одной из пассажирок удалось отсудить 150 тыс. руб. У нее был ожог верхних дыхательных путей и отравление.
Авария на перегоне «Славянский бульвар» — «Парк Победы»
15 июля 2014 года
Крупнейшая по числу жертв авария произошла в среду в Московском метрополитене — 21 погибший и 161 пострадавший. Первые три вагона поезда в час пик в 8.40 утра на перегоне «Славянский бульвар» — «Парк Победы» сошли с рельсов. Головной вагон оказался практически полностью смят. По предварительным данным, после скачка напряжения произошло срабатывание стрелки, которая перевела рельсы под движущимся поездом. По другой версии, сработала противопожарная сигнализация, из-за чего автоматически прекратилась подача энергии на контактный рельс. Поезд стал резко тормозить, в результате чего три вагона сошли с рельсов. Причины аварии устанавливаются.