Рынок аренды жилья в Москве выходит из тени. Все больше москвичей платят налоги от доходов от сдачи квартир, заявил на закрытом совещании в мэрии руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников.
Он представил промежуточные итоги реализации проекта по наведению порядка в жилом секторе. Проект реализуется с осени 2012 года. И за это время, по данным департамента, число москвичей, декларирующих доходы от аренды квартир, увеличилось в четыре раза.
По данным столичного управления Федеральной налоговой службы России, с начала 2014 года москвичи подали более 19 тыс. налоговых деклараций на общую сумму около 700 млн рублей.
Выросло и число приобретенных патентов на аренду жилья: только с начала года приобретено порядка 2 тыс. патентов. В итоге общий объем налоговых поступлений по аренде жилья в I полугодии 2014 года составил около 0,8 млрд рублей.
По прогнозам мэрии, к концу года уже не менее 27 тыс. москвичей, сдающих жилье в аренду, будут делать это легально.
Добиться успеха позволило «четкое взаимодействие префектур, правоохранительных и налоговых органов», рассказали в пресс-службе департамента. Управляющие компании и ТСЖ выявляют, кто из жильцов сдает квартиры в аренду, им помогают общественные пункты охраны порядка.
Активно жалуются на незаконопослушных владельцев квартир их соседи через интернет-портал «Наш город».
Больше всего сигналов поступает с юго-востока столицы — районов Марьино и Люблино, где расположены крупные оптовые рынки, а также из Тверского района ЦАО. В итоге за период с января по июль было выявлено и передано в работу полиции более 57 тыс. фактов нелегальной сдачи жилья — на 70% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Впрочем, власти признают не только успехи, но и проблемы, в частности ложные сигналы. Самый большой процент неподтвержденных фактов нелегальной сдачи жилья оказался в СВАО, ЗАО и Зеленограде.
Меньше всего необоснованно «стучали» на соседей в центре города, САО и ЮАО.
«Собранные факты поступают на проверку участковых уполномоченных — за отчетный период ими проверено около 14 тыс. квартир, или почти четверть от общего числа поступивших сигналов. Это в четыре раза больше прошлогодних показателей. Результаты деятельности сотрудников полиции передаются в работу налоговых органов», — рассказали в департаменте.
Активизировались и налоговые органы. С начала года оштрафовано около тысячи неплательщиков на общую сумму около 30 млн рублей (в 10 раз больше по сравнению с 2013 годом). В мэрии обещают, что эта работа будет продолжена, и призывают арендодателей не создавать себе лишние проблемы.
Для тех, кто хочет легально сдавать квартиры в аренду, сегодня существуют два механизма: уплата налога на доходы физических лиц (13%) либо покупка патента.
«Большинство из 23,5 тыс. законопослушных москвичей-арендодателей (около 18 тыс.) заполняют декларацию и платят НДФЛ с полученных доходов, — рассказал Решетников. — Этот способ более выгоден собственникам жилья эконом-класса, уплачивающих в среднем за год 30–40 тыс. рублей налога.
Патент, как мы изначально определились, в большей степени адресован тем, кто сдает дорогое жилье — от 60 тыс. рублей в месяц. В этом случае и стоимость патента обойдется в те же 60 тыс. рублей. Плюс примерно 25 тыс. рублей страховых взносов, которые индивидуальный предприниматель (а для того, чтобы купить патент, нужно зарегистрироваться в этом качестве) обязан отчислять в Пенсионный фонд и фонд ОМС».
По словам чиновника, преимущество патента — фиксированная цена, которую чисто психологически людям всегда проще заплатить сразу и не ходить по кабинетам чиновников.
Имея патент, не нужно платить налог на имущество (что может давать существенную экономию в новостройках, имеющих высокую инвентаризационную стоимость). И, кроме того, за сам патент можно рассчитаться в рассрочку.
Однако пользуются патентами всего 5 тыс. горожан.
Многих не устраивает «уравниловка — одинаковая стоимость патента и для владельца «трешки» в Митино, и пентхауса с видом на Кремль», отмечает Решетников.
«Нужна более гибкая настройка налоговой системы, позволяющая дифференцировать стоимость патента в зависимости от площади и территориальной принадлежности квартиры, — считает он. — В Госдуму уже внесен соответствующий проект закона. Надеюсь, что уже в этом году Москва получит такие полномочия. И это позволит вывести из тени большую часть предпринимателей на рынке аренды жилья».
По мнению системоаналитика к.т.н. Сергея Любкина, городские власти перешли к экономическим аргументам, убедившись в неэффективности «силовых». Даже выросшая в четыре раза цифра «легальных» арендодателей — капля в море по отношению к их реальному числу.
По неофициальным данным, в Москве сдается в аренду до 20% всего жилфонда — каждая пятая квартира. Всего в Москве насчитывается почти 4 млн квартир.
После бирюлевской истории власти потребовали подвергнуть проверке жилой сектор города на предмет проживания в нем мигрантов. Руководитель столичной полиции поручил участковым уполномоченным до конца года проверить каждую квартиру на подконтрольной им территории.
А некоторые чиновники и вовсе напрямую возложили ответственность за нелегальную миграцию и связанную с этим этническую преступность на сдающих жилье москвичей.
При этом особо подчеркивалось, что главная цель — не наполнение казны за счет подозреваемых в незаконной предпринимательской деятельности горожан, а наведение порядка.
По мнению Любкина, тот факт, что сдающие жилье люди не делятся своим левым заработком с государством, не имеет никакого отношения к миграционным процессам. Управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов также указал, что в самой сдаче жилья в аренду мигранту ничего криминального нет.
В компетенцию владельца жилья не входит определение того, насколько легально оказался иностранец в стране и имеет ли он разрешение на работу.
Не поможет наведению порядка и правильная с точки зрения налогообложения продажа патентов, считает юрист: все равно никто не захочет регистрировать мигрантов в своей квартире, да они и так чаще всего уже зарегистрированы по каким-то фиктивным адресам.
«С точки зрения закона владелец сдаваемого жилья может считаться нарушителем, только если он не платит налоги и, кстати, ставит себя тем самым в очень уязвимое положение, — считает юрист. — Например, в случае возникновения конфликта с квартиросъемщиком тот может пригрозить заявлением в налоговую о том, что владелец квартиры не декларировал доход. В итоге собственник «попадает» на серьезные штрафы. И даже, в зависимости от суммы, под уголовную ответственность».