Ожидалось, что на оглашение приговора по делу о крушении теплохода «Булгария», когда утонули 122 человека, придут чуть ли не все пострадавшие — а таких более двух сотен. Поэтому заседание было перенесено в районный ДК «Юность». Однако в его зале собралось не более 40 зрителей. Рыданий и всхлипываний не было — потерпевшие и родственники погибших слушали судью спокойно и молча.
С первых строчек приговора стало ясно, что все пять обвиняемых признаны виновными. Далее судья начал перечислять, в чем именно их вина, и зачитывать показания свидетелей. Наказание будет объявлено в самом конце.
О том, что в один день суд не уложится, судья Сергей Якунин, принимавший решение о наказании единолично, сам предупредил присутствующих в зале потерпевших и представителей прессы. Более того, он разрешил в случае, если кто-то почувствует себя плохо, слушать его сидя.
Первые полтора часа были посвящены описанию действий главной обвиняемой по делу, субарендатора «Булгарии», единственного учредителя и гендиректора ООО «Агроречтур» Светланы Инякиной. Она знала о негодности основных агрегатов судна, а также не имела лицензии на оказание транспортных услуг населению. Необходимые документы получила благодаря знакомству с начальником Казанского отдела Ространснадзора Иреком Тимергазеевым, еще одним обвиняемым по делу о гибели судна.
В общей сложности Инякина нарушила почти три десятка нормативных актов,
касающихся в том числе необходимости содержания судна в технически исправном состоянии, недопустимости перегруза (на борту на момент катастрофы находился 201 человек вместо разрешенных 156), количества спасательных средств, укомплектования экипажа, его квалификации и требований охраны труда.
О нарушениях было известно второму обвиняемому — старшему помощнику капитана Рамилю Хаметову. Именно он, получив штормовое предупреждение и не имея на руках разрешения диспетчера на вывод судна в плавание, принял решение о выходе из порта. Следом судья описал действия и огласил нарушения, допущенные экс-чиновниками Ространснадзора Иреком Тимергазиевым и Владиславом Семеновым, а также старшим экспертом Камского участка ФГУ «Росречрегистр» Яковым Ивашовым, после чего перешел к зачитыванию показаний потерпевших. Всего в четверг было зачитано 100 страниц обвинительного приговора. Процедура продолжится в пятницу.
К окончанию процесса ни один из обвиняемых так и не признал свою вину.
«Все подсудимые настаивают на своей невиновности, в том числе и Инякина. Мы формировали доказательную базу по каждому из подсудимых, и ее совокупная вина максимальна», — сообщил перед началом заседания руководитель следственной группы Айдар Галиев.
Всего следственная группа насчитывала более 50 человек, в нее входили откомандированные специалисты и из других регионов России. Дело вел отдел по тяжким и особо тяжким преступлениям управления Следственного комитета по Татарстану.
Следователям даже пришлось поднимать архивы и читать материалы досье о катастрофе в 1983 году круизного четырехпалубного теплохода «Александр Суворов», врезавшегося на полном ходу в несудоходный пролет Ульяновского моста на Волге (тогда погибли более 170 человек), и гибели в 2005 году грузопассажирского теплохода «Некрасов», затонувшего в морском порту таймырского города Дудинка, рассказал Галиев.
«Но самым сложным было работать с потерпевшими, — рассказал руководитель группы. — Следователи старались вести себя с ними как можно более корректно. Если люди по каким-то причинам не являлись в управление, сотрудники выезжали к ним на работу и домой. Тех, кто живет в других городах, опрашивали по Skype: позже сотрудники местных управлений СК просто приезжали к ним, чтобы получить их подпись под протоколом допроса».
«И отдельный памятник при жизни надо ставить тем, кто, потеряв в катастрофе детей, решился на рождение новых. Таких семей, насколько я знаю, как минимум две», — отметил Галиев.
После того как завершится оглашение приговора, судья огласит свое решение по гражданским искам. «С исковыми требованиями на общую сумму 201 млн руб. выступили только 50 человек, — рассказал «Газете.Ru» Геннадий Игнарин, потерявший в катастрофе 35-летнего сына и не пропустивший ни одного судебного заседания. — Никто не рассчитывает реально добиться этих денег от обвиняемых: все понимают, что среди них миллионеров нет, да и сами эти деньги были бы кровавыми и грязными. Людям важно другое: удовлетворенный гражданский иск является гарантией того, что до его погашения преступник не получит условно-досрочного освобождения, а значит, хотя бы частично искупит свою вину».
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля 2011 года в Куйбышевском водохранилище примерно в 3 км от берега. В катастрофе погибли 122 человека, из которых 108 пассажиров, в том числе 28 детей.