С самого утра у зала суда толпились журналисты, коллеги Анны Политковской, адвокаты и родственники — со стороны как потерпевших, так и осужденных. Они ждали этого дня почти 8 лет, и хождение по судам стало для них привычным делом: вокруг узнаваемые лица, одни и те же разговоры, один и тот же вопрос, остающийся открытым по сей день. Единой версии о том, кто же заказал убийство 48-летней журналистки «Новой газеты», до сих пор нет ни у потерпевших, ни у родственников осужденных, ни у представителей СМИ.
Перед началом заседания в кулуарах Мосгорсуда строились прогнозы о сроках заключения, которые получат осужденные.
Высказывались предположения: 18, 20, 14 лет, однако мало кто ожидал, что приговор будет столь суров.
Осужденных доставили с опозданием, участники процесса грешили на утренние московские пробки. Первым делом в зал суда пустили фотографов и телеоператоров — но лишь на десять минут, после чего снимать происходящее там было запрещено. После «фотосессии» впустили родственников фигурантов дела, потом адвокатов. У Анны Ставицкой, представляющей интересы семьи погибшей журналистки, охрана на входе попросила удостоверение, подтверждающее ее статус. Родственники пятерых фигурантов уголовного дела зашли в зал суда первыми и встречали всех стоя, от приглашения охранника присесть на скамью вежливо отказались.
«Зачем? Сейчас судья придет», — сказал один из родственников. «Надо же выразить уважение гуманному суду», — поддержали его со скамьи подсудимых.
В течение получаса, пока судья Мосгорсуда Павел Мелехин зачитывал обстоятельства преступления, пятеро подсудимых переглядывались и недоверчиво улыбались. Родственники подсудимых также изредка обменивались репликами, а когда судья произнес слова о пожизненном заключении для Рустама Махмудова и Лом-Али Гайтукаева, отец одного из подсудимых решительно направился к двери, но остановился и все же дослушал приговор.
Его Махмудов и Гайтукаев, опять переглянувшись, встретили с улыбками.
Джабраила Махмудова суд приговорил к 14 годам, Ибрагима Махмудова — к 12 годам, Сергея Хаджикурбанова — к 20 годам колонии строгого режима. Суд также взыскал с осужденных 5 млн руб. в пользу родственников Политковской.
Защита подсудимых будет обжаловать приговор. Родственники и друзья осужденных также не согласны с приговором.
«Кто заказчик? Спросите у следствия. «Новая газета» сама ее и заказала, они на этом нажились, у них рейтинги поднялись. Ни одного доказательства нет, что это сделали осужденные», — объяснил свою позицию «Газете.Ru» один из родственников подсудимых.
Адвокат Лом-Али Гайтукаева Муслим Джамалутдинов поддержал эту версию.
«Там какая была ситуация. «Новая газета» же объявила вознаграждение, а потом нашли свидетеля. Это тот, кто где-то что-то видел, слышал. Это Голубович (один из основных свидетелей, который сам вышел на связь с потерпевшими. — «Газета.Ru»), с ним и поделили вознаграждение», — сказал адвокат «Газете.Ru».
«Защитой подготовлена апелляционная жалоба, в ней указано на многие нарушения, которые были допущены в ходе процесса, например, на нарушение права на защиту и состязательность сторон», — подчеркнула адвокат подсудимых Татьяна Окушко.
Сын Анны Политковской Илья сказал журналистам, что вердикт — справедливый, но сторона потерпевших будет удовлетворена только тогда, когда найдут реального заказчика убийства.
«Мы готовы к диалогу со всеми, кто может нам в этом помочь, и с сейчас осужденными тоже, мы готовы к сотрудничеству с теми, кто ведет поиски заказчика», — заявил он.
Ставицкая в беседе с «Газетой.Ru» подчеркнула, что потерпевшие не считают приговор точкой в деле.
«Это не точка, это запятая, — пообещала она. — Мы будем добиваться поимки заказчика преступления. По нашим сведениям, серьезных зацепок у следствия нет, кроме заявления Павлюченкова о том, что Анну «заказал» Борис Березовский».
Вскоре после приговора эту тему развил и официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
«В настоящее время предпринимаются исчерпывающие меры к установлению заказчика убийства Анны Политковской, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство», — заявил Маркин.
Напомним, что Политковская была застрелена в лифте своего дома в центре Москвы (Лесная улица, 8) 7 октября 2006 года. Полицейские нашли рядом с телом пистолет Макарова с глушителем и четыре гильзы. Версия о заказном характере преступления с самого начала следствия была основной: по убитой было произведено четыре выстрела, включая контрольный в голову.
Анна Политковская была специальным корреспондентом «Новой газеты» и неоднократно выезжала в горячие точки. За серию репортажей о боевых действиях в Чечне в январе 2000 года ей были присуждены премия «Золотое перо России» и другие престижные награды. Политковская активно занималась правозащитной деятельностью, помогала матерям погибших солдат отстаивать свои права в судах, проводила расследования коррупции в Министерстве обороны, командовании объединенной группировки федеральных войск в Чечне, помогала жертвам «Норд-Оста».
Ее убийство вызвало большой общественный резонанс, в России и за рубежом проводились многочисленные митинги памяти Политковской, в защиту репортеров и свободы слова.