Проект федерального закона, посвященного уравниванию в правах военнослужащих мужского и женского пола, в четверг был внесен правительством в Государственную думу. Ранее законопроект одобрил общественный совет при Минобороны. Речь идет о внесении изменений в те части законов, где говорится о предоставлении служащим по контракту отпуска по уходу за ребенком младше трех лет.
Военные отцы-одиночки, в отличие от служащих в МВД, не имеют права на отпуск по уходу за ребенком. По крайней мере, так обстоит дело в данный момент. В случае
если парламент примет и одобрит этот законопроект, отцы-одиночки из числа контрактников смогут ухаживать за малолетними детьми наравне с военнослужащими-женщинами.
«Это исполнение решения Европейского суда по правам человека, который признал неправомерным вмешательство в частную жизнь государства, которое и так дискриминирует военнослужащего по отношению к другим госслужащим, — считает Арсений Левинсон, юрист правозащитной группы «Гражданин. Армия. Право». — Любопытно, что даже граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу вместо срочной военной, тоже имеют такое право. Отцы-одиночки могут уйти в отпуск по уходу за ребенком, и в этот период срок службы у них истекает».
Так или иначе, все опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сошлись во мнении, что
поводом для внесения поправок в законодательство стало решение ЕСПЧ по делу «Константин Маркин против России».
После развода с женой в 2004 году военнослужащий пушкинского гарнизона остался с тремя детьми, младшему из которых не исполнилось трех лет. Начальство Маркина отказалось отпускать офицера в отпуск по уходу за младшим ребенком. Суды, в которые обращался военнослужащий, также отказали ему в предоставлении отпуска, хотя такая возможность существует для военнослужащих-женщин. В итоге Маркин подал жалобы в Европейский суд по правам человека. Кроме того, после подачи иска в Страсбург по решению своего командира Маркин получил требуемый отпуск и даже денежную помощь. Но Конституционный суд РФ отклонил его жалобу, указав на особый характер военной службы и на добровольный отказ военнослужащих от ряда своих прав. По мнению КС, запрет на предоставление отпуска по уходу за ребенком конституционно обоснован, поскольку защита Отечества была бы невозможной, если бы военные в массовом порядке попросили предоставления им отпуска по уходу за ребенком.
«Все суды, вплоть до Конституционного, признали правоту гарнизона, ссылаясь на то, что у военнослужащих есть определенный статус, который им известен, и этот статус предполагает отказ от ряда социальных благ в обмен на престиж профессии, — напоминает обстоятельства громкой истории руководитель юридического отдела компании «Зуйков и партнеры» Ольга Юрьева. — Отсюда следует невозможность предоставления отпуска мужчинам в силу особенностей службы в российской армии».
По словам Юрьевой,
когда дело дошло до ЕСПЧ, произошел неожиданный поворот. Суд принял жалобу Маркина и назначил ее к слушанию.
В результате в 2012 году появилось постановление, согласно которому претензии Маркина были признаны законными и обоснованными. Стоит упомянуть, что часть судей в ЕСПЧ высказали особое мнение, признав, что военная служба действительно подразумевает под собой некоторые лишения, в том числе невозможность предоставления отпусков. Несколько судей выразили опасения, что данная ситуация может явиться толчком к тому, что все контрактники в ситуации Маркина начнут обращать в ЕСПЧ с корыстным умыслом для получения компенсаций, поскольку отпуск по уходу за ребенком подразумевает значительно меньшее содержание, чем возможная компенсация от России, полученная по решению Европейского суда.
«Так, например, Маркин получил компенсацию в размере 6000 евро», — уточняет Юрьева.
Юрист отмечает, что российский гражданин не является первопроходцем в этом вопросе, ранее в ЕСПЧ рассматривались аналогичные дела граждан Австрии и Турции против своих государств. В итоге австрийцу было отказано, а претензии турка были удовлетворены.
«Затем Минобороны решило, по всей видимости, сделать обоснованный реверанс в сторону Европы, — продолжает Юрьева, — и выработать среднестатистическое положение, закрепить в нем должности, которые могут или не могут заменяться, установить размер предоставления материального содержания в отпуске по уходу за ребенком. Считаю, что этот подход достаточно грамотный, но думаю, что без случая Маркина, который отважился пройти путь до ЕСПЧ длиной в семь лет, вряд ли эти изменения появились бы. Кстати, ситуация неоднозначна еще и тем, что Маркин впоследствии сошелся с женой и у них появился четвертый ребенок, однако к судебному делу это отношения уже не имеет».
Противоположной точки зрения придерживается член комитета Госдумы по обороне, депутат Андрей Красов, действующий военный в звании полковника. Он скептически смотрит на возможность офицеров уходить в отпуск по уходу за ребенком. В разговоре с «Газетой.Ru» Красов подчеркнул, что сегодня служащие по контракту обеспечены деньгами в достаточной мере для того, чтобы нанять младенцу няню и с ее помощью решить проблему ухода за ребенком.
«В данном случае я считаю, что
офицер не может устраниться от командования и выпасть из процесса военной подготовки на полтора или три года»
, — заключил депутат.
Получить оперативный комментарий у представителей Министерства обороны «Газете.Ru» не удалось.