Столичные чиновники будут платить рублем за «нарушение административного регламента предоставления государственной услуги» — требование лишних справок, отказы в приеме документов под надуманными предлогами или неоказание самой этой услуги. Соответствующую статью вводят в городской Кодекс об административных правонарушениях поправки, принятые Мосгордумой в среду в первом чтении.
Столичные депутаты озаботились проблемой обивающих пороги присутственных мест москвичей с подачи Главного контрольного управления Москвы (Главконтроль). Проведенные ведомством в прошлом году 19 проверок исполнения этих регламентов различными городскими структурами выявили 4709 нарушений, из них в 301 случае заявителю было неправомерно отказано в предоставлении услуги.
А в одном столичном ведомстве (контролеры не говорят, в каком) из шести тысяч случаев обращений горожан за госуслугой нарушения были выявлены в полутора тысячах – в 25%.
На сегодняшний день москвичам предоставляется 240 госуслуг. На 113 из них разработаны и закреплены административные регламенты по новой типовой форме. В регламенте прописано, кто может подать заявление, какие документы нужно предоставить, куда и в каком виде, в какие сроки услуга должна быть предоставлена и что может служить отказом в ее оказании. За всем этим и следит Главконтроль, но без реальных санкций заставить исправиться нарушителей оно не может.
Новая норма городского КоАПа будет востребована, уверен председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семеников. В качестве примера он привел наиболее распространенную услугу – согласование проекта перепланировки квартиры. «Регламентирует этот процесс 50-страничный документ, в котором прописано абсолютно все, — говорит Семенников. – Но, как говорил Фазиль Искандер, «начинание хорошее, но не для нашего колхоза». Красиво все только на бумаге, а на деле сплошные жалобы.
Больше всего людей возмущает формулировка «работа по вашему обращению приостановлена». В связи с чем, как устранить проблему – непонятно».
По мнению Семенникова, несмотря на жесткую регламентацию процесса общения госслужащих с гражданами, для того чтобы мотивировать чиновников ее соблюдать, им не хватает личной ответственности. На сегодняшний день за ненадлежащее оказание госуслуги чиновники несут только дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством. И если кого-то после многочисленных жалоб граждан и наказывают, то делается это не публично, и никто не знает, что же происходит внутри бюрократической системы.
До следующего заседания Мосгордумы авторы законопроекта должны окончательно определиться с размерами санкций. В проекте, предложенном к первому чтению, максимальный штраф, налагаемый на должностных лиц, составляет 5–10 тыс. руб., а на работников казенных, автономных учреждений и многофункциональных центров (МФЦ) — от 1,5 до 3 тыс. руб. Чиновники органов исполнительной власти должны нести большую ответственность, чем выполняющие техническую работу сотрудники МФЦ, пояснил Семенников: у них больше функций и выше уровень ответственности и зарплаты.
Обязанность составлять протоколы за нарушения, предусмотренные новой статьей 2.12 КоАП Москвы, а также рассматривать дела об административных правонарушениях возлагается на Главконтроль.
При этом предполагается, что граждане могут жаловаться в любые органы власти, которые будут передавать материалы в Главконтроль.
Как отмечает управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры» Юрий Добронравов, если законом предусмотрена ответственность за что-либо, то должны существовать и санкции. И эти санкции должны быть чувствительными. «Это как со штрафами за нарушение правил дорожного движения: пока они были несущественными, переломить ситуацию было невозможно, — отмечает юрист. – Так и здесь. Если чиновник будет платить за нарушения из своего кармана, он будет гораздо щепетильнее подходить к каждому обращению граждан». По словам Добронравова, подобная административная ответственность достаточно давно существует по отношению к чиновникам, не предоставляющим документы по запросу суда. И это очень действенное средство.
Между тем, по мнению экспертов, для наведения порядка в сфере госуслуг одних только штрафов может и не хватить – надо разбираться со всей системой.
По словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, если имеются множественные нарушения какого-то нормативного акта, то правильнее было бы в первую очередь менять сам этот акт, а уже потом дисциплинировать сотрудников.
Согласен с этим и начальник Главконтроля Евгений Данчиков. По его словам, нарушения регламентов оказания госуслуг во многих случаях вызваны недостатками самих этих регламентов. «На сегодняшний день по инициативе Главконтроля доработано и усовершенствовано уже более ста регламентов. Внесение соответствующих предложений осуществляется нами на постоянной основе», – рассказал он.
По мнению зампреда Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией», декана факультета управления крупными городами Международного университета в Москве Ирины Рукиной, ни штрафы, ни шлифовка регламентов делу не помогут до тех пор, пока в Москве не заработает продекларированный принцип «одного окна».
«Когда формально есть одно окно, но реально вокруг него работают еще семь «окошек», которые быстро все сделают за относительно небольшие деньги, чиновники просто не могут вести себя иначе,
— считает Рукина. – Это очень коррупциогенная сфера. Поэтому в действительности одно окно мало где работает, чаще всего в таких окнах возникают вот эти самые проблемы с регламентом. А где-то их функции вообще отданы на откуп аффилированным с госорганами частным фирмам, позволяющий зарабатывать и тем и другим».