Как сообщил Виталий Сакал в понедельник, 19 мая, украинские следователи обнаружили хлороформ в мусоре и саже в ходе осмотра помещений сгоревшего здания. Наличие вещества, по словам сыщиков, подтверждено экспертизой.
«Вдыхание паров хлороформа приводит к остановке дыхания, что и произошло у нас.
32 человека погибли не от высокой температуры, а в результате воздействия неизвестного вещества, остановки сердца и удушья», — сообщил Сакал на пресс-конференции.
По данным Сакала, вещество с содержанием хлороформа находилось в Доме профсоюзов не один день.
«По словам экспертов, если она (смесь. — прим. «Газеты.Ru») долго находится в воздухе и контактирует с ним, то она переходит в опасное вещество. И даже не нужно ее нагревание — ее вдыхание приводит к непоправимым последствиям для здоровья», — заявил Сакал
Следствие также избрало четыре основные версии произошедшего: действия экстремистских групп для дестабилизации ситуации на Украине, незаконная деятельность местных органов для дискредитации действующей власти, действия футбольных фанатов и пророссийских групп, а также провокация радикально настроенных лиц.
«Наиболее вероятная версия — провокация», — уточнил Сакал.
В тот же день МИД России заявил, что недоволен расследованием трагедии и «возмущен ложью Киева».
«Мы возмущены тем, что произошло в Одессе, и возмущены тем, как к этому относятся украинские власти. Возмущены попытками лгать по поводу причин произошедшего, попытками скрыть правду», — заявил глава ведомства Сергей Лавров.
Он также отметил, что расследование инцидента не может проходить без международного контроля.
«Преступления наподобие одесской бойни, одесской резни, одесского погрома не могут оставаться за рамками деятельности ни ОБСЕ, ни ООН», — сказал Лавров.
Примечательно, что в Одесской администрации и местных силовых ведомствах позицию Сакала также не разделяют.
«Я придерживаюсь официальной информации: начальник областной милиции Ивана Катеринчука сообщил, что не было никакого хлороформа, — рассказала «Газете.Ru» заместитель председателя Одесской областной государственной администрации Зоя Казанжи. — Это очень красивая версия, в стиле Агаты Кристи. Пока мы выясняем все обстоятельства, в четверг на пресс-конференции сможем точно сказать, был ли хлороформ».
Хлороформ — бесцветная жидкость, относится к группе наркотических веществ, вызывающих обратимый паралич всех жизненных функций, в прежние времена применялась при наркозе. Однако позже от хлороформа отказались из-за токсичности.
При отравлении хлороформом у человека нарушается координация движений, возникает одышка, раздражение слизистой глаз и верхних дыхательных путей. Возможна гибель от паралича дыхательного центра, а при повышенных концентрациях — от остановки сердца.
Абсолютно смертельная доза — 50 мл. Летучее соединение с резким запахом. Вдыхание паров с концентрацией от 900 миллионных долей вызывает тошноту, головокружение и усталость.
«Хлороформ угнетает работу центральной нервной системы, летальный исход возможен при длительном вдыхании — от 2 до 10 минут. Но в данном случае установить, от чего именно погибли люди, сложно. Обнаруженный хлороформ не является 100% доказательством, так как точно так же они могли погибнуть и от угарного газа (монооксида углерода СО), который является самой распространенной причиной смерти во время пожара», — рассказала «Газете.Ru» кандидат биологических наук Надежда Маркина.
Как он мог оказаться в Доме профсоюзов в количестве, достаточном для массового отравления, и для каких целей был предназначен — остается загадкой.
Напомним, трагедия в Одессе произошла 2 мая и началась как митинг «За единую Украину», боевое ядро которого составили организованные группы футбольных фанатов, или ультрас.
Днем, когда шествие следовало по Одессе, оно столкнулось с пророссийскими активистами. В результате стычки проукраински настроенные активисты и бойцы ультрас направились на Куликово Поле, чтобы разогнать лагерь антимайдановцев. В результате разгона лагеря часть пророссийских активистов укрылась в Доме профсоюзов, который вскоре вспыхнул, подожженный «коктейлями Молотова».
Всего в Доме профсоюзов в тот день погибло не менее 42 человек, многие до сих пор официально числятся пропавшими без вести.