Первомайская демонстрация на центральной площади Таксим в европейской части Стамбула в этом году была запрещена. Городские власти и правительство страны боятся повторения масштабных беспорядков, произошедших там в июне прошлого года. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, которого собравшиеся обвиняют в авторитаризме и исламизации отдельных институтов общественной жизни, находится на посту премьера уже в течение 11 лет.
Запретить Первомай на Таксиме в этом году Эрдоган распорядился еще 22 апреля.
А накануне губернатор Стамбула Хусейн Авни Мутлу обосновал это решение тем, что первомайский митинг может якобы плохо сказаться на туристической и торговой активности. И это при том, что возобновленные в 2008 году акции до 2012 года на Таксиме проходили достаточно спокойно.
Профсоюзы, организующие митинг, в свою очередь, заявили, что будут на площади «любой ценой».
На охрану улиц города были мобилизованы 39 тыс. полицейских, включая сотрудников в гражданском. Кроме того, сообщалось, что против собравшихся «для гарантии безопасности» могут быть применены водометы. Каждая из 50 таких машин содержит 60 тонн воды с реагентом, который, по словам манифестантов, действует на кожу и слизистые оболочки наподобие слезоточивого газа.
«Лучше никуда не уезжать из центра на ночь, — предупредил накануне активист троцкистской организации «Йенийол» Ураз Айдин. — Скорее всего, утром будет невозможно добраться в центр, потому что будет перекрыто все транспортное сообщение – шоссе, метро, паромная переправа, наземный транспорт. Задача властей – не дать собраться людям в Бейоглу, Шишли, Бешикташе и других районах центра».
Впрочем, демонстрация проходит не только в европейской части Стамбула, но и на соседнем континенте.
В азиатском Кадикёй также имеют место массовые антиправительственные протесты, и ясно почему. Последние муниципальные выборы показали, что до 80% жителей этого района отдали свои голоса социал-демократической Республиканской партии CHP, основанной еще Ататюрком.
Что касается Таксима, то это место является историческим и стратегически важным для массовых акций — как для жителей старшего возраста, так и молодых горожан. Первые помнят, что празднование Дня труда в этом месте были запрещено с 1928-го по 1976-й, а когда в 1977-м митинг, наконец, был разрешен, он закончился событием, которое известно как Кровавый первомай. Тогда в ходе паники, вызванной снайперскими выстрелами, погибли 37 участников митинга. Часть из них была расстреляна, остальные погибли в образовавшейся давке. Виновные в расстреле митингующих не привлечены к ответственности до сих пор.
В июне прошлого года Таксим снова стал центром масштабных антиправительственных протестов, которые впоследствии распространились по всей Турции. В прошлом году жертвами стали восемь человек, в их числе 14-летний мальчик, который впал в кому после того, как в его голову попал баллон со слезоточивым газом. Кроме того, сотни людей были ранены.
Ураз из «Йенийол» и его друзья готовятся к выходу на улицу.
Они заправляют в пульверизаторы смешанный с водой антацид (средство для борьбы с изжогой. – «Газета.Ru»), чтобы опрыскивать глаза и кожу попавших под газовую атаку демонстрантов. У каждого наготове строительные каски и респираторы, а также маски для дайвинга. В связи с этим турецкие леваки шутят: «Окунись в протест и построй свое будущее». Вообще маски для дайвинга и есть самый ходовой товар на улице сегодня. Уличный торговец с тележкой продает каждую по 10 лир, и если бы речь шла о ярмарке выходного дня где-нибудь в Зюзине, то в районной газете написали бы, что их «расхватывают как горячие пирожки».
8.15 – 9.00
Точка сбора протестующих в районе Бешикташ. Демонстранты прикрепляют флаги различных партий, движений и профсоюзов к древкам, курят и шутят. Большая часть организаций, присутствующих в парке и на прилегающий территории, левого толка. Возраст собравшихся — младше 35 лет. Это сильно бросается в глаза после наблюдения за московскими митингами и шествиями.
Планируется, что отсюда и из другого центрального района – Шишли — толпа двинется к Таксиму или хотя бы попытается пробиться туда, несмотря на оцепление. Как выясняется, центр Стамбула достаточно легко блокировать, поскольку улицы, прилегающие к парку, узкие, не шире одной автомобильной полосы. Впрочем, стоять на месте приходится недолго: после того как полиция пускает слезоточивый газ, толпа направляется вниз по улице.
9.00
Весь центр Стамбула оклеен яркими эффектными плакатами и исписан граффити, призывающими собраться в центре города в День труда. Некоторые плакаты иронично сообщают цель сбора – «покормить чаек». Наверное, это местный юмор.
У памятника в виде черного орла – это символ футбольного клуба «Бешикташ» – основная точка противостояния. Полиция выстроила живую цепь на расстоянии 100 м от манифестантов. Неудачно припаркованную легковую машину протестующие поворачивают поперек проезжей части, тем самым создавая из нее основу для баррикады. В ход идут также мусорные баки, мешки с песком, ящики — в общем, все, что попадается под руку. По всей улице разносится громкий звук: некоторые из активистов что есть силы стучат по жестяным жалюзи закрытых лавочек.
Время от времени происходит вежливый обмен файерами и фейерверками с одной стороны и капсулами со слезоточивым газом — с другой. Толпа отходит назад. Потом, спустя какое-то время, газ рассеивается и в сторону полиции снова летят изъятые из мостовой булыжники.
Дым рассеялся
Так или иначе, ближе к обеду демонстрантам надоедает убегать от полиции и толпа начинает рассеиваться. К этому времени город начинает приходить в себя — тротуары, засыпанные битым стеклом из разбитых витрин бутиков и банков, быстро подметают.
Турецкие полицейские продолжают контролировать центр города. Все местные жители из числа политических активистов и просто инициативных горожан, с которыми удалось пообщаться корреспонденту «Газеты.Ru», говорят, что стычки будут продолжаться по крайней мере до поздней ночи.
Возможность повторения ситуации прошлого года напрямую зависит от последствий степени жестокости разгона.
Стычки не утихают и в то самое время, когда пишется этот текст. За стеклянной стеной кафе пробегают протестующие, спасаясь от газовой атаки. Многие из них в платках, которые в России принято называть арафатками. Их оттесняют хорошо экипированные полицейские в противогазах. Глаза европейских туристов, пьющих чай на террасе кафе и наблюдающих сцену, заметно округляются.
По последним данным властей, задержаны 162 человека; еще 90 пострадали в результате столкновений с полицией.