Как следует из опроса ВЦИОМ (проведен 19–20 апреля этого года, опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России), индекс счастья за последний год прибавил 5 пунктов и достиг 25-летнего максимума.
Задаваемый социологами вопрос звучал так: «В жизни бывает всякое — и хорошее, и плохое. Но, если говорить в целом, вы счастливы или нет?»
В результате довольных жизнью оказалось необычайно много.
«Счастливыми сегодня себя ощущают три четверти россиян, или 78%», — рапортует ВЦИОМ.
Разбирая эти цифры детально, можно уточнить примерный образ счастливого россиянина. Это молодой человек с высшим образованием, у которого царит благополучие в семье, а также имеются интересная работа и приличный доход.
«Чаще других признаются в том, что счастливы, молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (92%), респонденты с высшим образованием (83%), — отмечает ВЦИОМ. — Ощущение счастья для каждого третьего (30%) связано с благополучием в семье. Кроме того, важным фактором счастья, по словам респондентов, является наличие интересной учебы или работы (13%)».
Напротив, несчастливых (а таких оказалось всего 14%) больше всего раздражают низкий уровень собственных доходов (15%), а также старость и болезни (8%) или отсутствие хорошей работы (4%).
Наконец, по мнению относительного большинства россиян (45%), их окружают в основном счастливые люди. В окружении 38% наших сограждан находится примерно равное число счастливых и несчастливых людей.
По мнению экспертов, взлет оптимизма соотечественников связан в первую очередь с чередой духоподъемных успехов России в последние месяцы.
«Людям давно хотелось победы, — считает социолог Борис Дубин.
— У кого-то, кто еще помнит СССР, сохранились приукрашенные воспоминания о той жизни, у других — мифология, сформированная родителями и СМИ. Эти чувства подкрепились победой в Сочи, а потом победоносным присоединением Крыма».
Сюда же, отмечает эксперт, прибавился образ внешнего врага.
«В данном случае это украинские националисты и бандеровцы, которых никто не видел, и, конечно, американцы», — говорит Дубин.
Дубин также отметил, что само чувство счастья в опросе ВЦИОМа так же расплывчато и неопределенно, как и поставленный социологами абстрактный вопрос.
«Это чувство по сути довольно нерационально, — отмечает Дубин. — Ведь не идет речи о цене победы, о том, что последует дальше. Это во многом чувство людей безответственных, которые не отвечают за сказанные слова и за свою жизнь в целом. Они не участвуют в политике, потому что это «грязное дело». Это то большинство, которое не чувствует себя сильным».
Наконец, говорит социолог, подобная эйфория кратковременна и может обернуться «похмельем».
«За это может последовать расплата, причем она уже наблюдается в виде экономических и политических санкций, — считает Дубин. — Какое-то время образ врага поработает.
Но потом допинг перестанет действовать, и придется разбираться с серьезными проблемами, которые никуда не делись».
Другой эксперт, ведущий научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, социолог и историк Андрей Коротаев все же склонен видеть в нынешнем счастье результат устойчивого роста благополучия с начала «лихих 90-х».
«Это долгосрочная тенденция, — уверен Коротаев. — Собственно говоря, провал был в начале 90-х, тотальный провал. Все нижние места в «рейтинге счастья» были сплошь заняты странами бывшего советского лагеря».
Однако, говорит он, уровень счастья может сильно упасть в случае рецессии. «Если будет серьезная рецессия, то да, уровень упадет, — полагает эксперт. — Но не до уровня 90-х годов, это точно».