Ожидалось, что на прениях по делу о крушении судна «Булгария» будут присутствовать едва ли не все потерпевшие — 192 человека. Поэтому судья Сергей Якунин ранее принял решение о переносе места заседания из зала Московского районного суда Казани в зал ДК «Юность», где процесс и стартовал. Однако в понедельник, как и на предыдущем заседании в пятницу, когда сторона обвинения озвучивала требуемые сроки лишения, народу в зале было немного.
Первым выступил адвокат Камалов, представляющий интересы пяти потерпевших. Юрист особо подчеркнул факт личной заинтересованности обвиняемых должностных лиц. Всего на скамье подсудимых находятся пять человек: директор ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина, старший эксперт Пермского участка Камского филиала Росречрегистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный инспектор этого же отдела Владислав Семенов и первый помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов.
Адвокат Камалов заявил, что подсудимые заслуживают максимальных сроков, предусмотренных статьями УК. Напомним, прокурор попросил назначить обвиняемым сроки от шести до 14,5 лет в зависимости от тяжести совершенных деяний. Максимального наказания обвинение просит для Светланы Инякиной.
Выступавшие следом пострадавшие говорили каждый за себя.
Фарид Хисамиев, потерявший в катастрофе всю семью — утонули его мать, отец, дочь, внучка и тетя, — рассказал, что в день катастрофы, 10 июля, планировал праздновать свой день рождения.
— А 12 июля мы собирались праздновать еще и юбилей мамы, — не сдерживая слез, рассказывал бывший военный Хисамиев. — Теперь у меня нет дня рождения. В катастрофе погибли 122 человека, однако тех, кого эти нелюди приговорили к вечным страданиям, в три раза больше. В общем, я хочу крови…
«Булгария» унесла жизни единственного сына 76-летней Веры Гильмановой, его жены и двоих детей.
— На старости лет я осталась одна, — говорила, рыдая, женщина. — Я не знаю, смогу ли жить дальше. Инякина просит о снисхождении, ссылаясь на своего маленького сына, хотя сама она утопила 28 детей. Я согласна с требованием прокуратуры в отношении четверых подсудимых, но Инякину надо осудить пожизненно.
Людмила Бикбаева вышла к микрофону с портретом своей 26-летней дочери:
— Смотрите и запомните это на всю жизнь! Моя дочь была на пятом месяце беременности. Вы убили и ее, и мою нерожденную внучку!
В крушении погибли девять беременных женщин. Их имена перечислил Геннадий Игнарин, один из самых «активных» потерпевших, не пропустивший ни одного судебного заседания, знающий, сколько в точности дней прошло с даты катастрофы, с начала суда и сколько всего заседаний состоялось.
— Я сознательно посвятил год своей жизни изучению материалов уголовного дела и активному участию в суде. Я смог получить ответы на вопросы — как и почему в наше время могла произойти катастрофа, унесшая столько жизней? Но я никогда не смогу успокоиться. Какое бы наказание ни было назначено обвиняемым, это не вернет мне моего погибшего сына, а другим потерпевшим — их жен, мужей, родителей и детей, — говорил Игнарин.
Одна из выступавших просила прибегнуть к наказанию, «которое раньше было на Руси»: «Надо четвертовать их всех, а обрубки отдать в их же семьи — пусть живут, если получится».
— Посадить всех в одну клетку и медленно опускать в воду — пусть поймут, что чувствовали наши родные в момент гибели, — говорил мужчина, потерявший жену и пятилетнего внука.
— Сделать большую групповую фотографию всех людей, которых вы убили, и заставить каждого из обвиняемых смотреть на нее каждый день, — предлагал брат Фарида Хисамиева.
Всего в ходе второго дня прений выступили 15 потерпевших. Их выступления суд продолжит заслушивать во вторник: некоторые из них проживают за пределами Казани и Татарстана. Завтрашнее заседание начнется на час позже обычного — в 11.00: на 29 апреля приходится первый после Пасхи родительский день, и многие из потерпевших собираются посетить могилы своих родных. Кроме того, судья принял решение о возвращении в зал Московского районного суда Казани, поскольку его ожидания насчет большого количества желающих присутствовать на прениях не оправдались.
Во вторник же должны будут выступить трое из пяти обвиняемых. Еще двое — учредитель и директор субарендатора погибшей «Булгарии» ООО «Аргоречтур» Светлана Инякина и старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов — воспользоваться правом выступить в свою защиту отказались. После этого слово будет дано стороне защиты.
Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», построенный в 1955 году, затонул 10 июля 2011 года во время шторма в Куйбышевском водохранилище. Жертвами трагедии стали 122 человека, в том числе 28 детей. Из 201 человека, находившегося на борту судна, спастись удалось лишь 79.