Жители Южной Кореи обвиняют экипаж затонувшего парома «Севол» в плохой организации эвакуации. С парома, потерпевшего накануне крушение в 20 км от берега азиатского государства, были спасены 179 человек, девять объявлены погибшими, а 287 человек остаются пропавшими без вести, сообщает CNN. Вероятно, они погибли, прыгнув в воду, или же не смогли выбраться из помещений большого парома. Большинство пассажиров — 325 человек — были старшеклассниками и студентами. Многим было по 16–17 лет.
Погибшие — 20-летняя девушка, работавшая на пароме, трое старшеклассников, учительница и преподаватель, двое 18-летних студентов, а также еще один пассажир, который не имел отношения к школьникам.
Среди пропавших — российский подросток. «По информации национального агентства полиции Республики Корея, в числе пропавших без вести — гражданин России Серков Вячеслав Николаевич 1997 года рождения», — сообщили в российском МИД. Посольство России в Сеуле вместе со спасательными службами, полицией и родственниками подростка выясняет его судьбу.
Выжившие рассказывают страшные подробности спасения. Когда судно натолкнулось на препятствие, скорее всего — риф, оно начало быстро погружаться в воду. Тут же возник сильный крен на бок. Дети пытались добраться до выходов, но они оказались слишком высоко. В одном из залов на четвертом уровне было 30 школьников, они кричали и пытались добраться до двери. «Но угол был очень большой, и пол был влажный, они скользили и не могли ни за что уцепиться руками», — рассказывает студент Ким Сон Мук. Он пытался помочь школьникам, отыскал в коридоре пожарный рукав и просунул его конец в зал. Несколько человек смогли вылезти, цепляясь за шланг.
«Но их там было слишком много. Я не мог помочь всем. Я не мог даже спуститься вниз, так как корабль уходил под воду и становилось хуже и хуже», — переживает Мук.
Пассажиры рассказывают, что по громкой связи транслировалось одно сообщение от экипажа: «Оставайтесь на месте, никуда не уходите». «Сообщение повторялось снова и снова», — говорят люди. В итоге пассажиры, хоть и надевшие спасательные жилеты, просто просидели в каютах от 30 до 40 минут, после чего паром начал стремительно тонуть, и они просто не смогли спастись. «Мы спрашивали себя: разве мы не должны попытаться самостоятельно выбраться? Но по внутренней связи утверждалось, что помощь прибудет в течение 10 минут. Большинство оставались на месте», — объясняют школьники. Причиной такой дисциплинированности является южнокорейское воспитание: к старшеклассникам в школе и студентам предъявляются строгие требования. Подростки, в отличие от студентов, вероятно, не стали бы подчиняться официальным командам в такой ситуации, делают предположение журналисты-международники.
«Если бы нам чуть пораньше приказали выйти из кают, то многие смогли бы выпрыгнуть в море и спастись», — говорит один из выживших.
Пассажиры пытались разбить иллюминаторы, чтобы попробовать вылезти через них, но стекла были слишком прочными, рассказал 36-летний Ку Бон-хи. Он находился в командировке с коллегой. Во время эвакуации он получил легкие травмы и затем был госпитализирован.
Совет остаться в каюте проигнорировала также 61-летняя пассажирка. Она рассказала, что в коридоре уже была вода. Ей пришлось даже немного проплыть, чтобы пробраться в более просторное помещение, которое было над уровнем воды. Там были люди, которые пытались разбить стекло в иллюминаторе. «Все цеплялись друг за друга. Потом снаружи к нам подошел спасательный катер, и они смогли разбить стекло и вытащили нас», — рассказала выжившая.
Из членов экипажа спаслись около десятка человек, включая капитана. Одна из членов команды — 58-летняя О Ен Сок рассказала, что спасательные работы были сильно затруднены из-за большого крена. «Мы не могли сделать ни одного шага. Наклон был чрезвычайно велик», — пояснила она Associated Press. В итоге паром перевернулся. Из воды торчит только небольшая часть его киля.
Журналисты добрались до капитана парома — 60-летнего Ли Чжун Сока. Он прятал лицо под балахоном и повторял: «Мне очень жаль и очень стыдно. Я не знаю, что сказать».
Вода была достаточно холодной — около 12 градусов. Чтобы получить сильное переохлаждение, достаточно было провести в ней около полутора часов. В том месте, где затонул паром, глубина была 37 м. Выживших вылавливали из воды и отправляли в ближайший город, где уже ждали медицинские бригады. Туда же съехались семьи пропавших без вести. Люди плакали и проклинали всех, кто, по их мнению, стал виновником. Досталось и премьер-министру страны Чон Хон Вону, который приехал в лагерь для спасенных и родственников пассажиров.
В четверг начинает работу комиссия, в которую войдут офицеры береговой охраны, морские эксперты и другие специалисты. Они планируют выяснить, каким образом паром затонул. Спасатели продолжают искать людей в водах вокруг судна.
Водолазы предпринимают попытки проникнуть внутрь, но пока это не удается.
Это одна из крупнейших катастроф XXI века, считает морской эксперт, редактор сайта «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. «Нет сомнений в том, что большинство пропавших людей или все они оказались запертыми внутри парома и ушли с ним на дно, не сумев выбраться на верхние палубы. Катастрофа произошла в светлое время суток при спокойной погоде.
Главными виновниками, судя по всему, стали поступление воды на грузовую палубу, потеря остойчивости и непонятные действия капитана, не объявившего тревогу и эвакуацию людей в то время, когда судно еще было относительно устойчиво»,
— говорит Войтенко. Следователи будут выяснять, когда капитан узнал о поступлении воды на грузовую палубу и почему он не стал объявлять тревогу, когда понял, что судно может опрокинуться. «Шансов на спасение всех людей, запертых внутри, нет. Возможно, кого-то, уцелевшего в воздушных карманах, и удастся спасти, но речь идет о единицах. Количество жертв этой катастрофы делает ее одной из крупнейших морских катастроф XXI века», — добавляет Войтенко.
Паром «Севол» — 146-метровое судно, на котором могли расположиться 900 человек, отплыл во вторник из города Инона на северо-востоке Южной Кореи. Это было 14-часовое плавание до курортного острова Чеджу. Спустя три часа после выхода в море — около 9 утра по местному времени — с парома пришел сигнал бедствия.