Разноцветное огромное здание школы №1409 находится неподалеку от Ледового дворца на Ходынском поле в окружении многочисленных новостроек. Ей восемь лет, она самая большая в Москве. Тут учатся 2200 мальчиков и девочек. В рейтинге лучших школ столицы она занимается место во второй сотне. «Образцово-показательная» — такая характеристика встречается в обсуждении школы в сети.
Тут нет обшарпанных стен и переполненных классов. Зато работает своя «Госдума» со своим спикером.
«Что вы, что вы, в обычную Госдуму пройти легче, чем к нам», — восклицает директор школы, а также доверенное лицо Владимира Путина Ирина Ильичева на вопрос, не проходят ли выборы в школьную «Госдуму», как в настоящую.
Урок «Мы — вместе», посвященный присоединению Крыма к России, проходит для 8 «А» в школьном музее, посвященном памяти маршала Советского Союза Андрея Еременко. На стенах развешены его фотографии, а также снимки ветеранов. Под стеклянными витринами — фляжки, патроны, пуговицы, гранаты, которые нашли члены школьного поискового отряда во время своих походов.
В центре зала в приглушенном свете стоят восемь девочек и четыре мальчика в темно-синих костюмах. В руках у всех папки. Сегодня они проводят в музее урок-презентацию, посвященный вхождению Крыма в состав России.
В музее звучит музыка. «Мне очень приятно начать наш сегодняшний урок с мелодии «Севастопольский вальс», — объявляет учитель истории и классный руководитель 8 «А» Сергей Вегеле начало открытого урока. — История Крыма очень интересна и овеяна веками. Полуостров Крым находится на востоке Европы... Само название «Крым» происходит от тюркского «древняя стена, вал».
История Крыма очень связана с историей России. Еще с VIII--IX веков русские князья контактировали с крымчанами. Князь Владимир I побывал в Херсонесе Таврическом. Шли годы, шли века… Россия всегда помогала крымчанам в трудных ситуациях.
В частности, Россия участвовала в крымско-турецких войнах. По итогам одной из этих войн 1768–1774 годов был подписан Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Россия получила Крым в собственное владение. И в 1783 году Крым вошел в состав России по указу Екатерины II и стал частью Российской империи». Дальше педагог рассказывает про Крымскую войну и оборону Севастополя, про героев осады Севастополя.
— В годы Великой Отечественной войны в историю вошла 250-дневная оборона Севастополя, — к рассказу приступает школьник.
— Мы неспроста находимся в музее. Мы гордимся своей историей, — говорит учитель.
— Андрей Еременко родился в 1892 году, умер в 1970 году. Он Герой Советского Союза… Во время ВОВ он был генералом армии, а в 1955 году получил звание маршала Советского Союза, — говорит другая школьница.
— А теперь мы бы хотели побольше рассказать о подвигах этого удивительного человека. Андрей Иванович Еременко родился в селе Марковка в простой украинской семье… — рассказывает тонким голосом девочка.
После рассказа о том, как Еременко защищал Брянск и возглавлял войска на Юго-Восточном фронте, школьница начинает читать балладу Алексея Суркова, написанную в память о погибших за Севастополь: «На ветвях израненного тополя теплое дыханье ветерка. Над пустынным рейдом Севастополя ни серпа луны, ни огонька».
— В Крыму началось восстановление сельской хозяйственности. В короткие сроки все было восстановлено, — кратко докладывает девочка про послевоенный период.
— В 1948 году 29 октября Верховная РСФ… СССР определили статус города Севастополя в составе категории городов республики РСФСР, — сбиваясь, продолжает другая школьница.
Школьники рассказывают про свой проект, посвященный искусству блокадного Ленинграда.
— Нам было очень интересно узнать про то, как люди в военный период развлекались и пытались вернуть себя к жизни,
— к удивлению корреспондента «Газеты.Ru», говорит школьница.
— Согласно референдуму 16 марта 2014 года, Крым и Севастополь обрели статус субъектов России. 98% проголосовали за присоединение к России. Мне бы хотелось поговорить, почему мы должны помнить наших героев, ведь герои Крыма — это наши, наши герои, — сказал учитель.
— Мы должны гордиться нашими героями, потому что они многое сделали для нашей страны. И оборона Севастополя тоже очень важна и является частью нашей победы, — ответили школьники.
— Как вы думаете, можно ли считать историю Крыма частью истории России? — спросил учитель.
— Да, потому что у нас схожие традиции, обычаи, культура, — ответили ему.
— Как должны жить народы разных национальностей? — продолжил учитель.
— Надо уважать в первую очередь свою культуру, а потом культуру других народов. И надо уважать других людей, — прозвучал ответ.
— А что для каждого из вас означает слово «Родина»? — задал учитель «тот самый» вопрос.
— Мне кажется, для нас Родина — это что-то свое, святое, что надо хранить и уважать, — запинаясь, сказала восьмиклассница.
Потом слова взяла директор школы Ирина Ильичева. В конце февраля она предложила московским школам «взять под опеку» по одной из школ Крыма. «В случае необходимости организовать для детей учебный процесс на базе наших школ. Провести подготовку мест возможного размещения детей, организовать сбор предложений от родителей школьников по временному размещению детей в московских семьях. Продумать формы оказания гуманитарной помощи», — писала она у себя на странице в соцсети.
На открытом уроке прозвучало менее радикальное предложение.
«Вы должны понять, что в Крыму живут такие же школьники, как и вы. Нам нужно понять, что сделать, чтобы жизнь людей там стала лучше», — сказала директор.
В итоге она внесла предложение: оказывается, в школу несколько месяцев назад приезжали ученики из американского Балтимора, они жили в квартирах у своих московских друзей. На этой неделе школьники проводили домой такую же группу из Италии. Теперь же пришла пора пригласить учеников из севастопольской школы №9 в гости. Директор с удивлением сказала, что только два человека из крымского 8 «А» видели Москву.
«Наша миссия серьезная. Вы привыкли проводить экскурсии для иностранцев, говорить на английском языке. А почему бы не пригласить своих родных крымчан?»
— спросила директор.
Школьники поддержали эту идею, правда, никто не смог ответить, чьи родители готовы принять в свою семью севастопольского школьника на неделю. «В вашем чувстве патриотизма я не сомневаюсь. Но кроме него должно быть чувство ответственности за совершаемые поступки. Представьте себе, что историю можно считать живой. Потому что этот музей вместе с нами создавало крымское землячество из города Керчь.
Три года назад мы не знали, что Крым вернется в Россию, но они уже были здесь. Мне хочется, чтобы вы почувствовали, что история пишется здесь и сейчас.
День референдума в Крыму 16 марта войдет в историю России навсегда. Когда вы поймете, что это вы пишете историю, то вы почувствуете себя полновластными хозяевами Родины», — с чувством сказала директор. Кроме крымских школьников в Москву пригласят учителей, с которыми обсудят школьную программу, по которой будут проходить уроки в севастопольской школе №9. Директор школы добавила, что также два класса их школы поедут в Крым в ближайшее время.
«Раньше ведь не было такой возможности, и визы надо оформлять (на самом деле визы в Крым были не нужны. — «Газета.Ru»). А сейчас мы сможем свободно передвигаться по своей стране. Честно говоря, мое детство прошло в Крыму», — сказала директор.
Ильичева говорит, что хочет, чтобы дети понимали: «без решения самого народа, будь то Россия, будь то другая страна, глобальные изменения в судьбе страны не должны проводиться».
Классные уроки, посвященные Крыму, в школе №1409 проходят уже несколько недель. Младшие классы делают исследования природы, экологии Крыма. Уроки в старших классах проходят в других форматах. В 10–11-х классах школьный пресс-салон провел пресс-конференции, посвященные Крыму.
«Они обсуждали в числе прочего как отрицательно может сказаться присоединение Крыма. Школьники социально-экономического профиля проводили свою оценку. Минусов присоединения не нашли.
Как провоцирующий вопрос у нас был «Может быть, не стоило присоединять Крым?». Тут тоже никаких разногласий не было», — хвалится Ильичева. Она рассказывает, что школьники проводили оценку полезных ископаемых, добываемых в Крыму, предлагали проекты по развитию турбизнеса на полуострове.
«В старшеклассниках надо развивать политическую активность, она им позволит в дальнейшем быть более успешными. Школа должна все время вести линию патриотизма, и тогда она сработает. У нас это есть.
Олимпиада началась — у нас сразу прошла школьная олимпиада. Следующее событие наступает — мы и его исследуем, проводим аналитическую деятельность, которая дает результат»,
— говорит Ильичева. Директор рассказывает, что недавно группа их школы съездила на Саяно-Шушенскую ГЭС. «Знаете, я считаю, что надо вообще школьников поворачивать от Запада к востоку — у нас ведь столько экскурсий по Подмосковью, по городам России. Если бы с Крымом было такое сообщение, как с Сочи, то дети ездили бы, но туда же очень трудно добираться. Ощущение было, что приезжаешь в другую страну», — говорит Ильичева про Крым дороссийских времен. Сама Ильичева была в Крыму восемь лет назад.
Ильичева не боится, что из-за ухудшения отношений с Западом к ним в школу перестанут приезжать школьники из других стран. «При любых обстоятельствах, даже когда были теракты, к нам приезжают дети из других стран. Я очень рада, что сейчас они к нам тоже приехали — и американцы, и итальянцы, потому что мы смогли им рассказать всю правду. Потому что их средства массовой информации рассказывают совершенно небывалые вещи. Например, они говорили, что мы захватили Крым», — с грустью призналась директор школы.