В интернете опубликовано открытое письмо сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России к президенту страны Владимиру Путину. В нем анонимные борцы со взятками и казнокрадством вступаются за их бывшего начальника генерал-лейтенанта Дениса Сугробова, которого они называют «истинным патриотом своей Родины».
Кто за ним на самом деле стоит, остается загадкой. С одной стороны, по форме и содержанию обращение выглядит вполне правдоподобным и соответствующим ситуации и реальным событиям. С другой — обнародовано оно было весьма странным путем: через сайт «Лезгинский национальный портал».
Авторы письма просят президента обратить внимание на «ситуацию, искусственно создаваемую вокруг их подразделения» и Сугробова.
«Сотрудники главка, невзирая на чины и звания, выявляли коррупционные проявления во всех государственных органах, отстаивая свою позицию, вплоть до рассмотрения дел судом», — говорится в обращении. Авторы гордятся своими заслугами, в частности тем, что в 2013 году пресекли работу «черных банкиров», отмывавших деньги на зарубежных счетах, была пресечена «крупномасштабная деятельность «Мастер-Банка» по обналичиванию». Как утверждается в послании, при прежнем руководстве ГУЭБиП «неприкасаемых» чиновников не было.
«Такая активная позиция Сугробова не всегда встречала понимание и поддержку в ряде следственных подразделений», — отмечается в письме. Так, напоминают авторы, непонятным образом из-под стражи вышел бывший заместитель министра сельского хозяйства Алексей Бажанов. По их данным, это произошло в то время, когда следователь Следственного департамента МВД, тщательно изучавший 100 томов уголовного дела, был отправлен в отпуск.
В его отсутствие дело перепоручили другому следователю, который за один день решил, что Бажанова пора выпустить, а дело в отношении него — закрыть. Это позволило бывшему чиновнику скрыться за границей.
«Когда эти действия вызвали широкий резонанс и возмущение, постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Бажанова из уголовного дела исчезло, а с целью прикрыть эти явно незаконные решения бывший замминистра был снова объявлен в розыск, — говорится в письме. — Но дело было сделано, Алексей Бажанов уже находился вне пределов досягаемости правоохранительных органов. Теперь СМИ представляют эту ситуацию как основание для конфликта между Сугробовым и руководством Следственного департамента — бывшим начальником Алексеевым Ю.Ф. и его заместителем Александровым М.Ю., которые якобы усомнились в доказанности преступления».
По мнению авторов письма, «некие силы» объявили Сугробову вендетту.
С октября 2013 года ГУЭБиПК стало жертвой провокации ФСБ России, утверждают они. По всей видимости, имеется в виду арест замначальника ГУЭБиПК МВД генерал-майора Бориса Колесникова, начальника управления «Б» ГУЭБиПК МВД Салавата Муллаярова, его заместителей Ивана Касаурова и Алексея Боднара, а также оперативников управления Сергея Борисовского и Михаила Назарова. По данным следствия, они организовали провокацию, попытавшись дать взятку сотруднику ФСБ Игорю Демину. В провокации также участвовали предприниматели Руслан Чухлиб и Сергей Пирожков, последний сам является бывшим сотрудником ДЭБа (прежнее название ГУЭБиПК). Оба находятся под домашним арестом. Однако Демин внедрил в управление своего сотрудника под псевдонимом Глоба. В материалах дела он фигурирует как свидетель и взят под госзащиту.
Сами материалы дела следствие не озвучивает, поскольку они имеют гриф «секретно». А засекретили их сами арестанты, когда вели разработку в отношении Демина. И рассекретить их, согласно правилам, могут только они, что технически невозможно в силу того, что оперативники стали обвиняемыми.
Управление «Б» считалось элитным подразделением, уполномоченным вести коррупционные дела в отношении даже высокопоставленных чиновников.
«Руководитель ГУЭБиПК МВД России Сугробов, понимая, кто является истинной целью проведения этой комбинации, поступил как настоящий офицер и, чтобы защитить своих подчиненных, сам написал рапорт с просьбой освободить его от занимаемой должности, от которой он был немедленно отстранен», — говорится в открытом письме. Как сообщают авторы, деятельность управления в настоящее время парализована, так как следствие отказывается принимать материалы оперативников, а суды — выдавать разрешение на проведение мероприятий.
В письме утверждается, что подписантов более 100 человек, но свои фамилии они решили не обнародовать, так как «опасаются по объективным причинам неправомерных действий в свой адрес со стороны тех, кто уничтожил и продолжает уничтожать ГУЭБиПК МВД России». Путина они просят «взять ситуацию под личный контроль».
Администрация «Лезгинского национального портала» не сомневается в подлинности открытого письма: документ передал его корреспондент. «Эту информацию я получил от людей, которые работали в составе группы Сугробова, — сказал журналист «Газете.Ru». — Я с ними знаком по делу о дагестанских обнальщиках и помогал им в качестве переводчика при заключении под стражу злоумышленников. Знаю, что ребята хорошие, вот и решил помочь им обратить внимание на проблему».
В самом МВД не смогли подтвердить подлинность письма.
Одни источники «Газеты.Ru» в правоохранительных органах отмечают, что оно вполне может соответствовать действительности, ведь отстранение от должности Сугробова автоматически приведет к увольнению всех членов его команды — в силу того, что они уже фактически считаются скомпрометировавшими себя, а новое руководство придет, понятно, со своей командой. И таким способом его подчиненные решили попытаться хоть как-то защитить свои позиции. Другие источники, напротив, считают, что это письмо может быть очередной провокацией — чтобы выставить Сугробова скандалистом и таким образом помешать экс-руководителю ГУЭБиПК получить новую почетную должность (из органов внутренних дел, кстати, его никто не увольнял).
А шансы получить вакантное место в госструктурах у Сугробова действительно есть. Насколько известно, у него давно сложились хорошие отношения с начальником Контрольного управления президента Константином Чуйченко, с которым его связывают родственные связи (они женаты на родных сестрах). Возможность его назначения на хорошую должность подтвердили «Газете.Ru» и источники в Кремле. Кроме того, у Сугробова, по словам источников, знакомых с ситуацией, сохранились добрые отношения и с некоторыми другими ответственными чинами администрации президента, в том числе курирующими работу силовых ведомств.