Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков амнистирован. Об этом «Интерфаксу» сообщил «источник, знакомый с ситуацией». По его словам, соответствующее решение следователи приняли еще 21 февраля по ходатайству самого Сердюкова.
«Бывший министр, который обвинялся в халатности, подал следователю ходатайство о применении к нему амнистии, которое практически тут же было удовлетворено», — сказал собеседник агентства.
Таким образом, дело в отношении Сердюкова «прекращено по нереабилитирующим основаниям». Военная прокуратура своих возражений на этот счет не высказала.
Оба адвоката экс-министра Генри Падва и Константин Ривкин отказались от комментариев. Не стали ничего подтверждать и опровергать и в пресс-службе Следственного комитета России. «Не комментируем, всех направляем к тому, кто распространил информацию», — сказал пресс-секретарь Главного военного следственного управления Следственного комитета России, где расследовалось дело Сердюкова.
Данная информация означает, что экс-министр больше не находится под подпиской о невыезде и свободен ехать, куда захочет.
Ранее источник говорил, что между следователем и Сердюковым была договоренность, согласно которой последний должен был подать прошение об амнистии после окончания Олимпиады в Сочи. «Согласно договоренности, на следующий день после закрытия сочинской Олимпиады Сердюков написал ходатайство на имя следствия, которое в ближайшее время должно быть рассмотрено. Со своей стороны военная прокуратура должна либо согласиться с принятым решением, либо отказать», — сказал он.
Тогда адвокат Падва заявил, что Сердюков «никакого ходатайства не подавал». Впрочем, Сердюков мог быть амнистирован и без подачи ходатайства. Постановление об амнистии не упоминает, что обвиняемый или осужденный обязан просить о применении к нему амнистии письменно. Достаточно устной просьбы и согласия следователя, после чего уголовное дело прекращается.
Пункт 2.6 постановления Госдумы об амнистии предполагает освобождение от наказания военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иных лиц, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите отечества, ранее не отбывавших наказание в местах лишения свободы.
Возможность применения к Сердюкову амнистии означает, что его признали участником боевых действий: он был министром обороны во время вооруженного конфликта в Южной Осетии.
В отношении Сердюкова было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность» (ч. 1 ст. 293 УК). По данным следствия, бывший министр неправомерно распорядился построить за счет бюджетных средств автодорогу до базы отдыха «Житное» в Астраханской области и благоустроить ее территорию. Распоряжение было отдано устно, а сама база отдыха принадлежала его зятю — мужу родной сестры Сердюкова Валерию Пузикову. Благоустройством территории базы отдыха «Житное» занимались бойцы-срочники авиационной части, а дорогу строил батальон железнодорожных войск.
По данным следствия, свое распоряжение Сердюков мотивировал желанием создать базу отдыха для нужд Минобороны. При этом каких-либо распорядительных документов, приказов или директив, которые обосновывали бы трату бюджетных средств или устанавливали права Минобороны на дорогу, не издавалось. Следователи оценили ущерб государству более чем в 56 млн руб. В сентябре прошлого года родственник экс-министра Пузиков, который в данное время сам находится под следствием, подарил «Житное» учреждениям Минобороны — московской Студии военных художников им. М.Б. Грекова и Центральному музею бронетанкового вооружения и техники, что в подмосковной Кубинке. Согласно предъявленному обвинению, Сердюкову грозит наказание в виде штрафа, исправительных работ или ареста до трех месяцев.
Расследование в отношении Сердюкова началось в рамках возбужденного осенью 2012 года «дела «Оборонсервиса». По версии следствия, через этот холдинг, созданный для управления имуществом Минобороны, объекты недвижимости ведомства распродавались по заниженным ценам. Общая сумма ущерба оценивается в 4 млрд руб. Главным фигурантом этого дела является близкая знакомая и бывшая подчиненная Сердюкова Евгения Васильева. Сам Сердюков проходит по нему свидетелем и не раз допрашивался в этом качестве, но никаких других претензий в отношении него следствие не выдвигало.