Капитан круизного судна Costa Concordia Франческо Скеттино вернулся на корабль в четверг. Он впервые ступил на борт круизного лайнера с 13 января 2012 года, когда тот наткнулся на риф и пошел ко дну.
Как сообщают местные СМИ, шкипер был одет в кожаную куртку и солнцезащитные очки. Ему пришлось пробираться сквозь толпу журналистов, но он оставил без ответа их многочисленные вопросы. Затем капитан сел в катер и первым, оставив внизу группу сопровождения, взобрался по лестнице на борт лайнера.
Визит Скеттино стал частью следственного эксперимента, который постановил провести суд в итальянском городе Гроссето. Капитан обвиняется в непредумышленном массовом убийстве и оставлении судна в опасности. По решению судьи, Скеттино посетил лайнер «в качестве обвиняемого, а не как консультант».
С инициативой посетить судно выступил сам «капитан трус», как его прозвали местные СМИ за бегство с корабля.
Он вызвался, когда узнал, что следователи планируют осмотреть аварийный генератор, сообщает Gazzetta del Sud.
Скеттино, которому прокуроры отказали в заключении сделки, отрицает обвинения в свой адрес. Если его признают виновным, ему грозит до 20 лет лишения свободы, сообщает «Би-би-си».
Во вторник капитан вернулся на остров Джильо и, как передают СМИ, расплакался, увидев впервые Costa Concordia на мели.
Он смотрел на свой лайнер с палубы парома, который вез его на остров. «Я всегда говорил, что приеду лично. Я всегда говорил, что хочу вернуть чувство собственного достоинства, почтить погибших и установить истину ради чести всех итальянских капитанов», — заявил шкипер журналисту Rai2, который оказался с ним на пароме.
В сентябре 2013 года лайнер достали со дна. С тех пор эксперты побывали на борту лишь один раз, в четверг им предстоит сделать второй осмотр. После их первого посещения 23 января адвокаты Скеттино заявили, что выводы экспертов не соответствуют действительности. В частности, по их словам, был изменен капитанский мостик. «Люди работали здесь, — сказал адвокат Доменико Пепе. — Он больше не такой большой, как был, положение многих вещей изменено». Эти жалобы вынудили прокуроров провести повторный осмотр с целью выявить возможные нарушения.
Во вторник также стало известно, что руководитель технической группы и консультант, которые обслуживали Costa Concordia, заподозрены в несанкционированном проникновении на судно 22 января, накануне визита экспертов.
Теперь им грозит наказание за нарушение судебных санкций.
Тем временем жители острова Джильо отреагировали на визит Скеттино. «Мы надеемся, что он и его корабль уберутся отсюда в ближайшее время», — цитирует AFP 68-летнего Франко Каверно, матроса в крошечном порту острова. «Скеттино здесь, он плакал — и что? Мы устали от этой истории! Мы хотим, чтобы судно убрали!» — заявила женщина, пришедшая за покупками в мясную лавку. Впрочем, встречались и люди, выразившие сочувствие капитану. «Он совершил человеческую ошибку, — сказал 67-летний Джузеппе Модести, помощник управляющего рестораном в порту, куда Скеттино зашел поужинать во вторник. — Мы встретили его, как семья. Здесь больше нет настоящего гнева. Прошло два года, и за это время мы смирились с тем, что произошло. Мы говорили о том, что произошло в ночь аварии. Я могу сказать, что он был тронут возвращением на остров. Я был поражен его личной драмой». По словам другого моряка, местные жители «примирились» с присутствием огромного лайнера на их побережье.
Глава администрации острова Джильо Серджо Ортелли заявил, что ему «безразлично» присутствие Скеттино на острове и его больше заботит, когда лайнер уберут с берега.
«Этот остров хочет вернуться к нормальной жизни, к туризму», — сказал он.
В день катастрофы, 13 января 2012 года, на борту лайнера находились 4229 пассажиров и членов экипажа. Погибли 32 человека. Круизный лайнер Costa Concordia длиной 290 м напоролся на рифы неподалеку от острова Джильо у берегов Тосканы. По одной из версий, Скеттино подвел лайнер близко к берегу, чтобы поприветствовать своего приятеля, прежнего капитана Costa Concordia, проживающего на острове. На допросах он, однако, заявлял, что просто допустил ошибку при навигации. Как выяснили следователи, капитан лайнера покинул тонущее судно и сел в шлюпку одним из первых.
В прошлом году Скеттино публично принес свои извинения, частично признав свою ошибку. По его словам, ему удалось направить пострадавшее судно ближе к берегу на мелководье, чтобы оно не затонуло в глубоких водах, где количество погибших могло достигнуть сотни.