Сочинская Олимпиада продемонстрировала россиянам, как может и должна быть организована современная медицинская помощь. «Мы достигли лучших результатов в мире при проведении подобных мероприятий – машины приезжали в течение трех с половиной минут!» – заявила в понедельник министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на пресс-конференции, посвященной итогам медицинского обеспечения Олимпийских игр.
По данным, которые привела министр,
всего с 25 января за медпомощью обратились 8695 участников и гостей Олимпиады (не включая жителей Сочи), в том числе 381 спортсмен, из них 315 иностранных. В основном помощь оказывалась амбулаторно, госпитализировано было 577 человек, включая 16 иностранных спортсменов.
Скорая помощь совершила 1055 выездов, санитарным вертолетом были эвакуированы шесть человек.
У спортсменов диагностировались следующие виды травм: ушибы верхних и нижних конечностей, грудной клетки, травмы головы, сотрясения головного мозга, переломы (от фаланг пальцев до бедренной кости, ключицы). Наиболее тяжелые травмы – ушибы внутренних органов. У других аккредитованных на Олимпиаде граждан в основном фиксировались обострения различных хронических заболеваний, бытовые травмы, единичные случаи инфекционных заболеваний (в основном ОРВИ).
Российская фристайлистка Мария Комиссарова, получившая во время тренировки перелом позвоночника, после операции в 8-й горбольнице Сочи была переведена в клинику в Мюнхене.
Евгений Плющенко к сочинским медикам не обращался.
«Видимо, потому, что у него есть свои врачи, которые проводили ему операцию. И естественно его желание советоваться с теми медиками, которые хорошо знают его состояние», — предположила Скворцова.
В местах соревнований было развернуто 38 медицинских пунктов и три консультативно-диагностических центра. А медицинские бригады (что в спорткомплексах, что на трассах) дислоцировались таким образом, чтобы уже через полторы минуты после ЧП врачи могли оказаться рядом с пострадавшим. В целом госпитализация (в том числе и на вертолете) в подготовленный к приему пациентов стационар занимала 15–17 минут. А операции полностью обследованного пациента начинались уже через 2–2,5 часа с момента инцидента.
По словам вице-губернатора Краснодарского края по социальным вопросам Галины Золиной, высокую оценку организации медпомощи дали и в МОК.
«Наша медицинская сборная, в отличие от хоккейной, отработала по полной и до конца»,
— заявила она.
Правда, для всего этого потребовалось создать штаб во главе с самой Скворцовой. Руководство в ручном режиме продолжается и сейчас: министр взяла кураторство над Марией Комисаровой. Скворцова ежедневно получает сводки из немецкой клиники, где находится спортсменка, а на днях даже сама слетала в Мюнхен. По ее словам, российские врачи прооперировали Комиссарову безукоризненно.
Существенно изменился к Олимпиаде и уровень городского здравоохранения. В полную боеготовность привели к Олимпиаде 35 городских медучреждений. Построены три крупные современные клиники — в Дагомысе, Красной Поляне и высокотехнологичный хирургический корпус в Сочи.
Кроме того, в городских больницах начали применяться высокие технологии. Впрочем, как признала Скворцова, это «условно высокие технологии»: по всему миру они действуют уже десяток лет.
Но для Сочи это серьезный прорыв. Так, накануне Олимпиады здесь были внедрены методики эндоваскулярных операций, способных сохранить жизнь людям с тяжелыми инфарктами, инсультами, сложными аневризмами сосудов головного мозга. В качестве примера министр привела отца хоккеиста Александра Овечкина, которому была экстренно проведена подобная операция. «Проблемы в здравоохранении накапливались десятилетиями, и решить их в одночасье невозможно... Но через несколько лет, уверяю вас, здравоохранение в нашей стране будет лучшим в мире, как сейчас уже в Сочи», — пообещала министр.
Для обеспечения потребностей Олимпиады в Сочи на помощь местным специалистам прибыли 666 врачей из Краснодарского края, 222 специалиста из республики Татарстан и 380 — из Москвы.
На вопрос журналистов о том, как обходились краснодарские больницы в течение длительного времени без такого количества врачей, Золина ответила, что «все было заранее продумано», чтобы для жителей «все прошло неощутимо» и не было даже минимального риска «обеднения медицины края».
Между тем обсуждение проблемы олимпийской мобилизации медиков на кубанских форумах началось задолго до начала Олимпиады.
Так, в рубрике «Город без врачей, в феврале врачи уедут на Олимпиаду» на городском сервере «Наш Новороссийск» пользователи желали друг другу «крепкого, богатырского южного здоровья» в связи с отъездом медиков «из Новороссийских больниц, испытывающих дефицит в квалифицированных врачах». (Игорь01) «Подругу засылают в Сочи на полтора месяца. И я так полагаю, что поедут именно те, кто нормально работает», — пишет пользователь Lone. «С нашей «скорой» едут в Сочи 38–39 врачей и фельдшеров. Сейчас работать некому, а после того, как уедут... Некоторых не отпустили, поскольку совсем без специалистов – это сук под собой пилить, но нагрузка на них будит колоссальная.
А за неделю до открытия Олимпиады в «Газету.Ru» обратился молодой моряк из Новороссийска Александр Начаров. По его словам, явившись в травматологическое отделение горбольницы №1 в назначенный ему еще осенью срок, он узнал, что плановые операции отменены, поскольку врачи уехали в Сочи. Одновременно с ним отправили на неопределенный срок еще «какую-то бабушку».
Год назад провести плановую операцию по удалению установленной в месте перелома руки титановой пластины моряку помешал ураган: было очень много раненых, и плановые операции приостановили, а весной он на полгода ушел в море. Осенью Начаров вернулся из рейса и его записали на операцию на 30 января. Теперь же в качестве новой даты назывался уже июнь, рассказал Начаров. В итоге моряк «нашел вариант в платной клинике».
В приемном отделении горбольницы №1 «Газете.Ru» подтвердили, что сейчас плановые операции в учреждении не делают. На вопрос, когда операции возобновятся, последовал ответ: «Когда Олимпиада закончится». Однако в официальном ответе из министерства здравоохранения Краснодарского края эту информацию опровергли.
Как говорится в письме за подписью замминистра Сергея Стриханова, система оказания медицинской помощи населению в Новороссийске «функционирует бесперебойно», «в МБУ «Городская больница №1» в январе 2014 года проведено 220 плановых операций и 555 экстренных, на февраль месяц планируется выполнение плановых операций в том же объеме».
Что касается Начарова, то, по версии чиновников, он был дважды записан на операцию, но оба раза отказывался из-за занятости по работе. При этом 28 января, когда Начаров явился к завотделением, в больницу поступило 15 человек, пострадавших в ДТП, поэтому ему предложили госпитализацию на первые числа февраля. После получения запроса из «Газеты.Ru» с Начаровым «провели беседу» зав. травматологическим отделением, главврач больницы и даже начальник городского управления здравоохранения. Ему подготовили палату и предложили оперироваться «в удобное для него время». «Однако А.М. Начаров от операции в МБУ «Городская больница №1» в категорической форме отказался и сообщил, что собирается оперироваться в платной клинике», — сообщили из министерства.