Во вторник днем перед отделом УВД по Туапсинскому району Краснодарского края, где с начала февраля находился эколог Евгений Витишко, собрались журналисты и гражданские активисты. Накануне вечером с ним встретилась член «Эковахты» Елена Шмакова, сообщив, что на следующий день эколог должен выйти на свободу. «Он был абсолютно спокоен, ни о каких правонарушениях и решениях суда не знал. К спецприемнику у него претензий нет. Евгений был уверен, что сегодня (18 февраля. — «Газета.Ru») встретимся. Он ожидал вызова», — рассказала Шмакова «Газете.Ru».
Ожидание эколога под затянувшимся дождем оказалось безрезультатным.
Вышедший под козырек заместитель начальника полиции Туапсе подполковник Василий Виниченко с улыбкой сообщил: «Вы Витишко ждете? Так он еще утром отбыл в Краснодар».
Ничего не понявшие активисты начали звонить в спецприемник:
— Хотим поинтересоваться судьбой Евгения Витишко...
— Его освободили в 13.24.
— Но на улицу он не вышел. Куда Витишко мог деться?
— А я откуда знаю? Мы его освободили.
— Представьтесь, пожалуйста.
И далее — короткие гудки. Активисты до последнего были уверены, что подполковник Виниченко пошутил, чтобы распустить их: отбывание наказания в колонии-поселении у Евгения назначено на 22 февраля, судья, оглашая свое решение, официально сообщил, что эколог поедет туда своим ходом.
К тому времени ни его жена Лариса, ни адвокат Александр Попков ничего не знали о местонахождении Евгения. К слову, за несколько кварталов вокруг отдела, несмотря на бесконечный дождь, дежурили полицейские: группа из четырех стражей правопорядка спряталась на ступеньках салона сотовой связи, по очереди посылая одного в дозор: не ушли ли активисты?
«Ваша полиция часто шутит?» — то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался репортер норвежского канала TV2 Эйстен Боген, которого за три дня, проведенные в Краснодарском крае, полиция задерживала шесть раз. Но слова замначальника туапсинской полиции оказались правдой. Сперва представители ведомства позвонили жене Витишко, сообщив, что ее муж отправлен в изолятор временного содержания в Краснодаре по решению суда (о котором никого из представителей Витишко так и не уведомили), оттуда его этапируют к месту отбывания наказания. Товарищи кинулись в районный суд — там о подобном решении ничего не знали.
Ясность внесла член региональной Общественной наблюдательной комиссии Анна Митренко, за несколько дней до этого посещавшая эколога в спецприемнике. «Я дозвонилась дежурному краевого управления МВД, который сообщил: на факс пришло решение краевого суда от 17 февраля, в котором судья Коннов постановил, чтобы Евгения из туапсинского спецприемника сопроводили в краснодарское СИЗО для ожидания этапирования», — рассказала правозащитник «Газете.Ru».
В пресс-службе кубанского управления ФСИН, в свою очередь, сообщили, что 18 февраля эколог не поступил ни в одну из колоний-поселений. Всего в Краснодарском крае их три — в Усть-Лабинском районе, Новороссийске и самом Краснодаре.
Связаться с активистом хотя бы для передачи теплых вещей ни членам «Экологической вахты по Северному Кавказу», ни близким не удалось. «Никто не ожидал, что поступят таким подлейшим образом, — рассказал «Газете.Ru» заместитель координатора «Эковахты» Дмитрий Шевченко. — Посадили его на 15 суток по липовому обвинению, провели суд, на котором Женя был лишен возможности взаимодействовать с адвокатом. Никто не ожидал, что его отправят в спецприемник».
По оценке эколога, «в кубанской полиции, наверное, засели диверсанты».
«Кому мешали Pussy Riot, которые сидели в кафе? Вдруг потребовалось при куче свидетелей, журналистов их задержать. То же самое с Витишко. Он не собирался скрываться. Но почему-то полиция устраивает шоу, все делая для дискредитации власти России».
Как уже писала «Газета.Ru», летом 2012 года Евгений Витишко и Сурен Газарян, позже эмигрировавший в Эстонию, были осуждены на три года условно за надписи на заборе «дачи Ткачева» — огороженного участка реликтового леса и морского берега, который, утверждают экологи, принадлежит губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву. Спустя полтора года уголовно-исполнительная инспекция зафиксировала три формальных нарушения Витишко в отбывании условного наказания и ему изменили срок на реальный. 3 февраля, за день до эстафеты олимпийского огня в Краснодарском крае, эколога задержала полиция — поступило заявление о том, что он матерился на автобусной остановке. При этом свидетели хулиганства в суд не явились, что не помешало судье Олегу Калиманову вменить максимальную санкцию по административной статье — 15 суток. Примечательно, что в день ареста Витишко планировал встретиться с журналистами из Австралии и CNN для записи интервью об уничтожении природы во время олимпийской стройки.