До Игр в Сочи остаются считаные дни. В город уже прибыли волонтеры — на Олимпиаде их будет порядка 25 тыс. Они дружно выкладывают в соцсети новую форму, сочинские пейзажи и еду из столовых и, как и большинство «неместных», искренне недоумевают: почему жители Сочи массово отзываются о происходящем в городе крайне негативно и главным «кухонным разговором» остается «куда бы уехать до марта»?
Окопы, люди в форме
Если резюмировать причины раздражения, в сухом остатке получится: сочинцы устали. Сказываются семь лет ощутимых неудобств. Еще полторы недели назад город производил впечатление, будто он находится на военном положении: окопы, люди в форме. Большинство траншей, вырытых для прокладки и замены коммуникаций, за последнюю неделю были зарыты.
Но обилие полицейских и ограничения, с которыми сочинцы сталкиваются на каждом шагу, обстановку создают нервозную.
Средняя скорость движения автотранспорта по центральным улицам небольшого и по своей сути провинциального города не превышает в последние семь лет 20 км/ч. С 7 января должны были начать действовать «олимпийские» правила дорожного движения. На дороги нанесены кольца — это олимпийские полосы, выезд на которые карается штрафом до 5 тыс. руб. Правда, до сих пор собственно придорожные знаки затянуты черной пленкой, и до 23 января драконовские меры применяться не будут. А вот очередь на досмотр на въезде в город на посту Магри (около сотни километров от центра Сочи и порядка 130 км до прибрежного олимпийского кластера) уже занимает от трех до восьми часов. Проверяется каждый автомобиль.
Автомобили, не зарегистрированные в Сочи и не имеющие спецпропусков, в город не допускаются вообще, что практически лишило местных жителей дешевого автобусного междугороднего сообщения.
Равно как и дешевых продуктов: своих курорт практически не производит, а единственная возможность завоза — через тот же Магри.
Дублер Курортного проспекта, на который так надеялись организаторы движения, должен был быть сдан, по самым пессимистичным сценариям, еще 15 ноября. 7 января удалось запустить рабочее движение по временному регламенту на его второй и третьей очередях.
Одни роют, другие закапывают
Еще в феврале 2013-го должен был начать действовать мораторий на все строительные работы, не связанные с подготовкой собственно олимпийских объектов.
Однако именно на прошлый год у энергетического гиганта «Россети» был запланирован вал работ по замене внутригородской сети. Замена назрела давно: даже «бухгалтерский» износ сетей составлял 85%. Реальность была еще хуже. Практически весь центр к моменту, когда Сочи в 2007 году выиграл право на проведение Олимпиады, запитывался дизель-генераторами, стоящими у каждого магазина, парикмахерской и т.д. Однако замена сетей совпала с необходимостью асфальтировать дороги, что привело совсем к экстравагантным последствиям: одни роют, другие закапывают.
Из-за «плановых» отключений целые микрорайоны неделями оставались без электроэнергии. Помимо «плана» регулярно кто-то задевал кабели в ходе других строительных работ, а происходило это потому, что уже не хватало времени на согласования, кто где роет и когда.
Перекладка сетей подходит к концу, но теперь началось подключение объектов. И вместо релизов об «отключениях в связи с проведением плановых работ» сочинцев извещают об отсутствии света «в связи с проведением работ по подключению». Далее следует список улиц. В результате целые микрорайоны остаются без света и воды. Работа местной теплоснабжающей организации «Сочитеплоэнерго» и вовсе привела к тому, что в декабре без отопления остался весь центр города, а в январе три огромных жилых микрорайона сидели без горячей воды.
Как приготовить еду без электричества
Сочинцы такие аварии воспринимают с усталой агрессией. С апреля в большей части центрального района города горячей воды не было вообще, а в полном объеме и вода, и электричество в домах появились лишь в ноябре.
Естественно, за это время увеличилось использование электроприборов. Но изношенные внутридомовые сети перестали справляться с нагрузкой, число аварий выросло на порядок. Дело в том, что внутридомовые коммуникации не попали в замену ни по одной программе, в том числе капремонта жилфонда.
Большинство капремонтов в Сочи свелось к покраске в бежевый цвет стен домов и замене кровель — по концепции «единого архитектурного облика» все крыши теперь красные. Соответственно, хилая проводка начала искрить, выросло число вызовов пожарных.
В общем, примерно половина жителей центрального района, порядка 40 тыс., осталась в холодных квартирах. А поскольку большинство высотных домов Сочи оборудованы электроплитами, к холоду добавилась необходимость думать, как приготовить еду.
Полиция приходит с опросом
Холод, отключение света, отсутствие воды в кранах накалили обстановку до того, что в интернете стали появляться призывы к митингу. Не получилось — лидера не нашлось. Людей собирали на «несанкционированный митинг» — так обозначалось в призывах выйти на площадь перед мэрией. Вышло порядка 100 человек. Полиция посетила митинг, но в результате акция свелась к променаду по новой прогулочной зоне центральной улицы, где к Играм закрыли проезд для машин и поставили новые фонари и лавочки.
Про полицейских — отдельно.
Со всей страны привезено порядка 30 тыс. человек в новой черной форме. При официальной численности жителей «Большого Сочи» 450 тыс. человек получается, что на каждые 15 горожан приходится по 1 полицейскому.
Что, однако, не избавило город от нарушений. Например, практически разрушен новый, пусть и небольшой, скверик в спальном районе Донская. Вандалы не только вырвали пальмы с корнями, но и порвали провода.
На сегодня главный видимый невооруженным глазом функционал полицейских — поквартирный обход в поисках незарегистрированных граждан. В листах опросников, которыми снабжены проверяющие, есть не только графы, кто где живет и в каком месте прописан, но и сведения об имуществе и идентификационных номерах аппаратов телефонов. Впрочем, сочинцы нередко отказываются отвечать на эти вопросы, а полицейские в этой ситуации явно проинструктированы в конфликт не вступать.
«Мы бы и сегодня улетали из сарая»
«Конечно, нам, живущим в Сочи последние годы, сложнее и тяжелее всех, — заявил на своей странице в соцсети заместитель главы Сочи, курирующий именно «олимпийское» направление, Анатолий Рыков. — Глобальная стройка и кардинальные изменения. Во всем без исключения: от окружающего мира до сознания. Но разве бывает другой путь к такой цели? Особенно в нашей стране? Мы и сегодня бы ездили по «скальнику» на Поляну (старая дорога, вырубленная в скале до революции, на которой регулярно случались камнепады, приводившие к жертвам. — «Газета.Ru»), сидели бы без света при «залипании снега на проводах» в горах, единственным отелем-сетевиком была бы «Лазурная», прилетали и улетали бы из «сарая-аэропорта», в Адлер бы попадали через «переезд», маршрутками были бы только «Газели». Мы бы вспоминали советские времена с переполненными пляжами».
«Пройдет совсем немного времени, — добавляет Рыков, — и о Сочи будет говорить весь мир. Мир увидит не только спортсменов, не только аэропорт, вокзалы, новые дороги и отели, спортивные дворцы и обновленные коммуникации — лицо нового Сочи, но и нас с вами. Такими, какие мы есть…»
Что ж, скоро мир увидит, как изменились Сочи и его жители.