Имя подруги российского олигарха Абрамовича Дарьи Жуковой оказалось в центре жаркой и большей частью нелицеприятной дискуссии в иностранной прессе. Поводом стала фотосессия, которой было проиллюстрировано интервью Жуковой, опубликованное в понедельник в российском интернет-издании Buro 24/7. На фото директор центра современной культуры «Гараж» сидит на стуле, сделанном в виде обнаженной и связанной чернокожей женщины. На манекене, лежащем на спине, лишь черные трусы, перчатки по локоть и высокие сапоги. Запрокинутые ноги манекена коленями давят на грудь, частично скрывая ее. Интерьер фотосессии, вызывающий ассоциацию о доминировании белой женщины над чернокожей, никак не затрагивается в интервью.
Иностранная пресса тут же обратила внимание, что фотография вышла 20 января, в американский национальный праздник — День Мартина Лютера Кинга, чернокожего борца за гражданские права.
Фактически фотосессия представляет собой образ господства белых над чернокожим населением, которое представлено в уничижающем достоинство образе, считает The Huffington Post.
Редактор FashionBombDaily.com Клэр Салмерс, первой отреагировавшая на фотосессию, пояснила, что это иллюстрация реалий современного невежества и расовой нечувствительности. «Тревожно, что Buro 24/7 выпустило такую статью именно сегодня. Это, несомненно, свидетельствует о незнании», — говорит Салмерс. «Случаи, подобные этому, всегда служат напоминанием, что мы проделали большой путь (в борьбе с расизмом. — «Газета.Ru»), но нам предстоит еще идти и идти», — объясняет она.
«Сидя на таком стуле, вы должны себя чувствовать невероятно неловко с этической точки зрения», — добавляют представители журнала Cosmopolitan. «Я не могу сказать, что некоторые вещи, подобные этому, не должны существовать, но если они появляются, заставляя людей чувствовать раздражение, провоцируя их, то они не должны оказываться на фотографиях и загружаться в интернет. И тем более не в День Мартина Лютера Кинга», — подытоживает Cosmopolitan.
В социальных сетях фотосессия вызвала весьма негативную реакцию.
Общественность подчеркивает, что наличие стула в интерьере, несомненно, показывает художественный вкус. Но садиться на него все-таки не стоило.
Даже в комментариях под интервью читатели призывают редакцию убрать фотографию. Вскоре снимок действительно был изменен — фотохудожники издания обрезали карточку. Теперь на снимке видны только сапоги манекена с длинными каблуками.
Среди комментариев под интервью есть обращение редакции к читателям, в котором разъясняется, что стул — работа одного из культовых представителей поп-арта Аллена Джонса. Еще в 1969 году британец создал серию стульев, вешалок и подставки для стола в виде оголенных белокожих женщин, критикуя таким образом потребительское отношение общества к представительницам прекрасного пола как к предметам. Аналогичные предметы обстановки использовал Стенли Кубрик в фильме «Заводной апельсин»; Джонс отказался продать ему свою работу и режиссер заказал дубликаты.
Работа Джонса выполнена в стиле «сексуальной объективации». Французский скульптор Франсуа-Руперт Карабен в конце XIX века изготовил серию предметов мебели, в которых использовал обнаженные женские тела. Каждый предмет карабен изготавливал вручную; сейчас известно около двадцати его работ. Одно из кресел карабена выставлено в Музее современного искусства в Страсбурге.
«Редакция Buro 24/7 категорически против идей расизма, угнетения и унижения людей в каком бы то ни было виде, — заявил «Газете.Ru» редакционный директор издания Евгений Тихонович.
— Это кресло мы рассматриваем исключительно в контексте искусства. Приносим свои извинения всем нашим читателям, кого оскорбили опубликованные снимки». На вопрос, кто был инициатором фотосессии, Тихонович сказал, что этот момент редакция не комментирует.
Получить комментарии Дарьи Жуковой «Газете.Ru» не удалось.
По мнению художника Анатолия Осмоловского, никакого расизма в изображении нет, изначальное фото — это ошибка редактора журнала и, может, Дарьи Жуковой, а скандал раздут на пустом месте желтой прессой.
Искусствовед Андрей Ерофеев, сам подвергавшийся преследованию, в том числе уголовному, за организацию выставки «Запретное искусство-2006», предположил, что владельцем стула является сама Дарья Жукова. Он считает, что общество не увидело в образе стула художественное послание. «Это продолжение истории о том, что в современной жизни критику путают с апологетикой, — заявил Ерофеев «Газете.Ru». — Очень часто это делает правый спектр общества, люди консервативные. Они не понимают, что современная культура насквозь критична, и художественные высказывания в ней надо воспринимать именно под этим углом. Кресло — трансформированное произведение Аллена Джонса, знаменитого британского поп-артиста.
Это известная серия объектов, изображающая белых женщин в виде предметов мебели. И ясно, что Джонс не выступает расистом, а критикует общество. Здесь белая женщина заменена чернокожей — это говорит, что тема борьбы за права женщин коснулась других континентов.
Дарья Жукова, приобретая себе в коллекцию такой объект, сочувствует этой идее. Человек покупает критические объекты, наполняет свой интерьер не просто безделушками, как это делает 99%. Я очень уважаю Дарью за такой выбор».