Систему педагогического образования в России ждут кардинальные изменения. В январе 2015 года, как сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, будет принят новый профессиональный стандарт учителя. Как будет проходить эта реформа, на этой неделе обсудила комиссия по разработке и реализации программы повышения профессионального уровня педагогов при Минобрнауки.
Как признал один из членов комиссии, академик РАО Виктор Болотов, на сегодняшний день в России нет ни одного вуза, готовящего учителей, у которых был бы весь комплекс компетенций, предусмотренных новым стандартом. Для того чтобы вузы могли готовить таких педагогов, Минобрнауки по поручению президента разработало концепцию поддержки развития педагогического образования.
В концепции, которая сейчас обсуждается профессиональным сообществом, прямо заявляется о сокращении числа педвузов. Если в 2008 году в России подготовку учителей осуществляли 70 педагогических вузов, то в 2012-м их осталось всего 48. При этом, по результатам мониторинга эффективности вузов 2012 года, 30 педагогических вузов и 29 филиалов из 37 существующих имели признаки неэффективности.
По словам создателей концепции, результаты приема и обучения будущих педагогов говорят о существовании «двойного негативного отбора»: в педагогические вузы поступают не самые лучшие абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники вузов.
Разработчики выделяют три группы проблем, которые должна решить концепция. Первая касается «входа» в профессию учителя — это низкий средний балл ЕГЭ у абитуриентов педвузов, и низкий уровень трудоустройства выпускников. Вторая проблема — низкая подготовка студентов педвузов из-за устаревших методов и технологий, слишком короткая практика и отсутствие стажировок.
Третья проблема — удержание учителей в профессии. Это опять же касается проблем с трудоустройством выпускников, отсутствия системы поддержки молодых учителей и карьерных перспектив.
Переломить столь тяжелую ситуацию авторы концепции надеются за счет изменения программ подготовки, повышения качества студентов и разработки новой системы профессиональной сертификации педагогов.
Основной упор в учебе для будущих учителей Минобрнауки делает на прохождение практики в школах.
В частности, прикладной педагогический бакалавриат, на котором в основном учатся будущие педагоги, предполагает замену теоретических курсов на практику в школе. Если же будущие учителя учатся в «классических» университетах, то студенты 3-го и 4-го курсов будут сразу же проходить педагогическую подготовку. Магистратура будет предназначаться для учителей-методистов и будущих школьных управленцев.
Реализация концепции будет осуществляться в несколько этапов. Пилотный проект начнется с этого года как минимум в 17 вузах, а к 2017 году уже все педагогическое образование перейдет на новую концепцию.
Среди дополнительных мер предполагается также грантовая поддержка лучших выпускников вузов, которые идут работать в школу, доплата за степень магистра, снижение нагрузки на учителя без уменьшения зарплаты, если он учится в магистратуре или аспирантуре, и другие.
По словам замминистра образования и науки Александра Климова, данная концепция появилась из-за того, что с января следующего года начнет действовать новый профстандарт педагога.
Нынешние учителя в регионах, по словам директора школы №109 Евгения Ямбурга, с некоторым страхом ожидают введения этого профстандарта. Особенно их пугает введение независимой профессиональной аттестации. На сегодняшний день каждый регион по-своему может проводить аттестацию.
«Нужно продумывать новые формы аттестации, не унижающей учителей, чтобы оценивать их труд как мастеров, — сказал Ямбург на заседании комиссии. — Сегодня в некоторых регионах с учителей требуют огромное портфолио, где-то учителя отвечают на 500 вопросов на компьютере! Но это неправильно. Знаете, я иногда люблю почитать словари 1952 года. Там даются очень точные определения. Например, «пожар — это сгорание предмета, для сгорания не предназначенного». Определение четкое, но тушить пожар оно не помогает».