ЕГЭ по физкультуре
В августе президент Международной федерации самбо, член комитета Госдумы по физической культуре и спорту от фракции «Единая Россия», соавтор президента в создании книги «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным» Василий Шестаков предложил ввести ЕГЭ по физкультуре. Письмо с соответствующим предложением он направил министру образования и науки Дмитрию Ливанову. Депутат жаловался на низкий уровень физической подготовки школьников, из-за чего якобы страдает уровень подготовки полицейских и солдат. ЕГЭ по физкультуре, по мнению Шестакова, позволит повысить престиж предмета. Экзамен должен был бы состоять из общей физподготовки и сдачи нормативов. Те, кто планирует поступать в вуз, связанный со спортом или физической культурой, должны сдавать еще одну часть — практический экзамен по самбо или профильному виду спорта. Балл за экзамен депутат предложил засчитывать при поступлении в вуз.
Хореография
Вице-премьер Ольга Голодец незадолго до нового года предложила включить в программу детских садов и школ уроки хореографии. Об этом она сообщила, когда была с визитом в детском саду №516. «Инициатива родилась в недрах ансамбля имени Моисеева, молодые артисты которого предложили учить детей и школьников танцевать. Они уверены, что каждого ребенка можно научить танцу, и я с ними согласна», — сказала Голодец. Артисты ансамбля придумали несколько танцевальных номеров. Их как раз и исполнили в детском саду, который посещала Голодец. По материалам презентации будет снят видеоролик, который покажут воспитателям и учителям. Для педагогов также проведут мастер-классы. «Инициатива очень интересная и нужная, потому что танец должен быть частью нашей культуры», — сказала вице-премьер. Как писала светский журналист Божена Рынска, Ольга Голодец сама занимается хореографией. Ее педагогом, по слухам, является глава Академии хореографии при Большом театре Мария Леонова.
Дресс-код для учителей
После того как новый закон «Об образовании» ввел школьную форму, депутаты предложили дресс-код и для учителей. Сейчас законодатели разрабатывают «Кодекс школьной чести», где в числе прочего хотят прописать, в какой одежде учителя должны приходить на уроки. Депутаты, правда, отмечают, что уволить за нарушение дресс-кода будет нельзя. Но зато они предложили ввести «доски позора», на которые можно было бы вывешивать фотографии «провинившихся» учителей. Учителям, по замыслу депутатов, нельзя будет носить одежду ярких цветов, мини-юбки, кофточки с глубоким декольте и массивные аксессуары. Минобрнауки идею депутатов прокомментировало лаконично — смысла в ней нет, поскольку школы сами вправе решать, во что должны быть одеты учителя и школьники. Даже модельер Вячеслав Зайцев предложил свои варианты костюмов для педагогов. Правда, если на депутатскую зарплату костюм от Зайцева купить можно, то на зарплату учителя вряд ли.
Единый учебник по русскому языку
Подумать над созданием единого учебника по русскому языку предлагал глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов. Депутат заявил, что такой учебник будет не менее полезен, чем единый учебник по истории. Никонов также предлагал ввести устный компонент в ЕГЭ по русскому языку: «Было бы полезно ввести устный компонент в ЕГЭ по языкам, в том числе по русскому. Так появится стимул учиться говорить и трансформировать письменный элемент, реабилитировать сочинение». Кроме того, именно Никонов предложил вернуть сочинение как форму итоговой аттестации. Возвращение сочинения раскритиковали все — учителя, родители и школьники, однако, несмотря на это, президент поручил Минобрнауки проработать механизм введения сочинения в итоговую аттестацию выпускников.
Обязательный ЕГЭ по истории
Предложение об обязательном ЕГЭ по истории поступило от Совета Федерации. Сегодня школьники сдают два обязательных ЕГЭ — по математике и русскому языку. С 2020 года к ним добавится ЕГЭ по иностранному языку. Остальные экзамены школьники выбирают из тех, которые нужны для поступления в тот или иной вуз. Члены Совета Федерации предложили Минобрнауки ввести в перечень обязательных предметов ЕГЭ по «истории России», а возможно и более «широкий предмет» с элементами истории зарубежных стран. «Мне эта идея кажется здравой, ведь лишь тот, кто знает отечественную и зарубежную историю, может называться образованным и интеллигентным человеком, способен верно ориентироваться в событиях, происходящих как в России, так и в мире», — заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. По ее мнению, обязательная сдача ЕГЭ по истории позволит выпускникам лучше представлять место России в современном мире. Напомним, что «представлять место России в современном мире» можно сдавая ЕГЭ по обществознанию. ЕГЭ именно по этому предмету является самым популярным среди необязательных экзаменов.
Основы бизнеса
Очередная задумка депутатов — введение в школах предмета «основы бизнеса», который научит детей решать финансовые и юридические вопросы: как взять кредит, получить ипотеку и т.д. Один из авторов инициативы — депутат Виктор Шудегов. Причем его нисколько не смущает, что старшеклассникам уже преподают экономику. Минфин в свою очередь предлагал ввести в пилотном проекте предмет «финансовая грамотность», где могли бы даваться, к примеру, задачи по планированию семейного бюджета.
Сдача экзаменов по всем предметам
Депутат Ирина Мануйлова считает правильным сдавать экзамены по всем 16 предметам, которые есть в учебном плане школьников. К счастью, она не настаивает, чтобы и ЕГЭ проводился по всем предметам. Идея депутата состоит в том, чтобы сделать комплексный экзамен по ряду дисциплин — экзамен по гуманитарным предметам или естественно-научным. Причем она предлагает расширить устную часть и сдавать ее под аудиозапись, которую могли бы прослушать педагоги.
Введение системы «дуального» образования
Представители «Единой России» предложили ввести систему «дуального» образования. Как объясняла член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Елена Панина, процесс подготовки профессиональных кадров должен быть разделен на освоение теории и практики. Так, по мнению депутата, часть занятий должна проходить в аудиториях, а другая — на рабочих местах. Панина считает, что такая система позволит повысить качество обучения и приобрести нужные профессиональные навыки. «Такой подход в образовании может касаться всех сфер, в том числе промышленности, сферы услуг, банковской сферы. В Германии это соотношение такое: 1/3 обучения в аудитории и 2/3 обучения на рабочих местах», — считает Панина.
Запрет на образование для детей мигрантов
Депутаты Алексей Журавлев из «Единой России» и Сергей Жигарев из ЛДПР еще в октябре внесли на рассмотрение Госдумы поправки к закону «Об образовании», согласно которым дети мигрантов смогут учиться в российских школах лишь после того, как их родители представят документы, что являются налоговыми резидентами. Такой статус иностранные граждане приобретают, прожив легально в России более полугода. «Учиться дети мигрантов могут в любом случае, иначе бы пришлось менять Конституцию. Другой вопрос, что, записывая детей в дошкольные или школьные учреждения, родители должны будут доказать, что являются налоговыми резидентами. Если такой справки нет, ребенок становится в очередь на получение образования, но получит к нему доступ только после того, как места в садах и школах займут российские дети», — говорил депутат Журавлев. По его мнению, большинство семей мигрантов, приезжающих в Россию, многодетные, поэтому они получают льготы при зачислении в сады и школы в обход российских граждан.
Основы российской государственности и права
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил ввести в школе курс, который можно было бы назвать «основы российской государственности и права». В рамках этого предмета он предложил изучать Конституцию. Разработкой учебника по этому предмету Нарышкин предложил заняться Российской ассоциации юристов. Курс права в школах раньше был, потом его сделали частью курса обществознания. Эксперты успели сравнить дисциплину, которую предложил ввести Нарышкин, с учебным курсом «основы советского государства и права», существовавшего в СССР.