Louis Vuitton ответит за свой чемодан на Красной площади по всей строгости Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. Как сообщила в пятницу Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, павильон Louis Vuitton уберут с Красной площади в течение семи дней, а по факту его появления заведено дело об административном правонарушении:
«Росреестр» заявил, что павильон установили с нарушением земельного законодательства.
«В настоящее время возбуждено дело об административном правонарушении и составлен соответствующий протокол о незаконном использовании земли», — цитирует РИА «Новости» сотрудницу пресс-службы госинспекции. По ее словам, сейчас материалы по правонарушению переданы на рассмотрение должностному лицу в госинспекции.
Это лицо «должно принять решение о штрафных санкциях для организации, допустившей нарушение закона, — компании Louis Vuitton», отмечают в пресс-службе.
Огромный чемодан Louis Vuitton размером 9 метров в высоту и 30 метров в длину появился на Красной площади у торгового дома ГУМ почти две недели назад. Планировалось, что со 2 декабря 2013 года по 19 января 2014 года в павильоне, который выполнен в виде дорожного сундука, пройдет выставка «Душа странствий», где будут представлены личные вещи известных клиентов модного дома, а выручка от билетов пойдет в благотворительный фонд Натальи Водяновой.
Некоторое время необычный объект обсуждался только в блогосфере. Но со вторника это обсуждение вышло на самый высокий уровень.
Первыми шум подняли коммунисты, заявившие о намерении обратиться в правоохранительные органы с требованием разобраться, каким образом стала возможна установка павильона на «сакральном месте российского государства».
К ним присоединились депутаты других думских фракций и члены Общественной палаты.
А в среду чемодан, спокойно простоявший на территории памятника ЮНЕСКО больше недели, наконец-то заметили и из Кремля — по заявлению «высокопоставленного источника», администрация президента потребовала снести павильон.
В столичной мэрии сначала пытались отмахнуться от проблемы, заявляя, что городские власти не имеют отношения к Красной площади, являющейся федеральной территорией.
Однако в среду руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Владимир Черников заявил, что павильон-сундук демонтируют, если подтвердится факт того, что он является рекламной конструкцией, поскольку «в зоне ЮНЕСКО устанавливать рекламу запрещено». В четверг начался демонтаж павильона, а в пятницу уже появилось и дело об административном правонарушении.
В самом модном доме факт возбуждения дела не комментируют. Но ранее президент и гендиректор Louis Vuitton Майкл Берк заявил, что вообще не понимает, что происходит в Москве в последние дни.
«Все документы готовил ГУМ, собственно говоря, павильон является частью его глобального юбилейного проекта, — рассказал он РИА «Новости». — Наша выставка должна была стать путешествием в прошлое, демонстрирующим более чем столетние связи Louis Vuitton и России… Я, честно говоря, совершенно не понимаю того, что случилось в Москве за последние два дня».
Впрочем, представители модного дома не в обиде на российские власти, неожиданно устроившие ему столь беспрецедентную рекламу.
«Как нам кажется сейчас, наша будущая выставка только выиграет, потому что интерес к ней точно вырастет на порядки, — отметил Берк. — Хотя при этом нам хотелось бы, чтобы вся шумиха в прессе поскорее прекратилась».
Мнения экспертов из художественной среды о праве модного чемодана постоять некоторое время на Красной площади разделились. Однако в целом, как считают специалисты, появление выставочного павильона на Красной площади действительно нарушает российское законодательство.
Как следует из действующего последние 15 лет федерального закона «О статусе Красной площади города Москвы»,
«реконструкция объектов на Красной площади города Москвы, а также строительство на указанной площади новых объектов, нарушающие ее исторический облик и не отвечающие требованиям, предъявляемым к сохранению памятников мирового значения, запрещаются».
Чемодан величиной с хрущевку, закрывающий вид на старый Кремль и Мавзолей, очевидно, «исторический облик нарушил». Вопрос в том, виноват ли в этом исключительно Louis Vuitton.
Председатель комитета стратегического развития ОАО «ТД ГУМ» Михаил Куснирович настаивает на том, что установка павильона прошла необходимый круг согласований.
«Мы, безусловно, с префектурой, городскими властями, федеральными властями все вещи, которые выходят за периметр ГУМа, обязаны согласовывать и уже традиционно согласовываем в том виде, в котором это необходимо,
— рассказал Куснирович в интервью РИА «Новости». — Мне лично неизвестно о каком-то утвержденном регламенте и инструкции о том, как и что надо согласовывать. В адрес перечисленных инстанций было письмо от ГУМа за моей подписью… В общем, это большой круг согласований. И надо сказать, что в моем обращении было пять предложений о различных мероприятиях, а в итоге было согласовано четыре, и это совершенно нормальная практика».
Впрочем, он не исключил, что на каком-то этапе изменились условия, о которых представители ГУМа просто не знали.
«Видите, сейчас вот «Росреестр» выступил, что меня очень удивило. Я, честно, не думал и не ожидал, что «Росреестр» имеет какое-то отношение к полностью некоммерческой истории.
В этом случае нет факта аренды. Да его и не могло быть просто потому, что на Красной площади аренда невозможна. Она запрещена», — отметил Куснирович. По его мнению, вопрос не в аренде, а в том, что установка павильона вызвала столь бурную реакцию в обществе.
Не ожидали ее, видимо, и официальные лица, поставившие свои визы на письме из ГУМа.
Впрочем, точный ответ на вопрос, с кем же все-таки была согласована установка мегаконструкции и сколько это стоило, широкая публика, похоже, так и не получит. От своего возможного участия в этом дружно открещиваются и Минкультуры, и администрация президента, и отвечающая за безопасность Кремля и окружающей территории Федеральная служба охраны (ФСО).
«Появление этого сундука — следствие пренебрежения законом на самом верху и свидетельство абсолютной продажности чиновников, которые несут ответственность за сохранность памятника ЮНЕСКО, каковым является Красная площадь»,
— считает вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. По его словам, Красной площадью, как и Кремлем, распоряжается администрация президента, которая «многократно нарушала российское законодательство об охране памятников».
Единственная организация, которая могла дать добро на установку павильона, — это ФСО, считает лидер «Яблока» Сергей Митрохин.
«Мы много раз испытывали на прочность эти органы — реагируют сразу, — рассказал Митрохин. — Плакат невозможно развернуть, не то что павильон построить, тут же появляется полиция. Наверняка и тут полиция сразу стала задавать вопросы, но кто-то ее успокоил».
Тот факт, что реакция на чемодан не была мгновенной, однозначно говорит о причастности к его появлению ФСО, уверен Митрохин.
При этом политик не видит ничего предосудительного в рекламной акции модного дома и том, что ее разрешили: «На Красной площади можно увидеть и менее приличные вещи». Но, не признав факта согласования и потребовав убрать павильон, чиновники выставили себя в очень неприглядном свете, отмечает он. «Ну, согласовали выставку, и что с того, — говорит Митрохин. — Согласовывают же парад в честь святого Патрика, а это тоже реклама.
Видимо, сильно испугались, что в духе нынешнего квасного патриотизма они будут осуждены вышестоящим начальством и получат по шапке, вот и ведут себя так глупо».
По словам лидера «Яблока», проблема заключается в том, что власти придерживаются двойных стандартов: «получить разрешение на политическую акцию невозможно, а на рекламную — пожалуйста». «Скорее всего, тут имеется и коррупционная составляющая, — предположил Митрохин. — Я неоднократно уличал эту организацию в различных аферах (в частности, при строительстве жилья), обращался к ее руководству, но все бесполезно.
Закрытость, как правило, приводит к коррупции, и она, похоже, вылезла таким фарсовым образом на Красной площади».