Явиться на допрос в Главное следственное управление (ГСУ) ГУ МВД по Свердловской области Евгению Ройзману, как указано в повестке, надлежит к 10 часам утра. На допросе речь пойдет об уголовном деле о реставрации старинного православного храма в поселке Быньги. По мнению следователей, восстановление церкви нанесло государству ущерб в размере 31 млн руб.
Сам Ройзман не исключает, что в ходе допроса ему предъявят обвинение. Тогда обвиняемым по этому делу может стать и священник Свято-Никольского храма отец Виктор Зырянов.
«Это единственное дело в России, когда за восстановление памятника возбуждают уголовное дело о его разрушении. Это нонсенс!» — возмущается Ройзман. В принципе, ему не привыкать, что против него возбуждаются уголовные дела. Однако новый мэр Екатеринбурга никак не ожидал, что следователей может заинтересовать, казалось бы, сугубо благотворительная деятельность.
Храм, который стал причиной уголовного дела, находится в маленьком поселке Быньги примерно в 100 км от Екатеринбурга. Его старые, обшарпанные стены, над которыми контрастно сверкают свежестью купола, видны издалека. На входе во двор — мраморная табличка: «Храм святителя Николая построен в 1797 году».
Отец Виктор прослужил в этом храме 25 лет.
«До меня священники здесь очень часто менялись, и потому серьезных работ не проводилось, — вспоминает отец Виктор. — Храм был в очень печальном состоянии.
Самой большой бедой была ветхая кровля. Постоянно протекали крыша, купол, и мы ставили ведра, тазы.
Нам приходилось каждый год заниматься ремонтом. Но дело в том, что конструкция крыши не позволяла менять кровлю частично, нужно было ее менять полностью. Но средств на капитальный ремонт у нас, конечно, не было».
За помощью в ремонте храма Виктор Зырянов обращался к областным властям, в министерство культуры, но его просьбы не были услышаны. Отдельные благотворители помогали красками и железом, однако для проведения капитального ремонта этого не хватало. В 2001 году к поиску меценатов подключился тогдашний архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Он также обращался во властные структуры, но на его зов о помощи откликнулся только Евгений Ройзман, в ту пору бывший депутатом Госдумы.
«Евгений Вадимович подключился, а три года назад предложил создать в поселке при храме отделение реабилитационного центра «Город без наркотиков», — говорит священник. — Сюда к нам приехали ребята — бывшие наркоманы и начали трудиться на восстановлении храма. Поменяли крышу, положили новую штукатурку, выцарапали гнилые кирпичи. Теперь я думаю, что если этот храм уже простоял 200 лет, то сейчас он простоит еще 300 и больше лет».
Именно реконструкция и стала поводом для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, имеющих общероссийского значение).
В июле полицейские совместно с сотрудниками министерства культуры провели проверку «оперативной информации» о том, что с центрального иконостаса храма в Быньгах исчезли уникальные невьянские образа. Заявление якобы написал кто-то из прихожан храма.
На этом основании были проведены обыски в реставрационной мастерской училища имени Шадра в Екатеринбурге, где специалисты восстанавливали иконы. Полицейские вывезли из училища и частных мастерских десятки икон, которые Ройзман реставрировал за свой счет. По данным следствия, нанесенный государству ущерб составил 31 млн руб.
«Христа продали за 30 сребреников, а нашего батюшку — за 31. Эту шутку не я придумал, а кто-то в Екатеринбурге»,
— рассказал «Газете.Ru» пациент реабцентра при храме Артем Тридворнов. Молодой человек родом из Эстонии. Прожив несколько лет в Москве, он подсел на наркотики. А в Быньгах оказался по собственной воле, решил начать новую жизнь.
«Я много слышал про «Город без наркотиков». А когда узнал, что есть возможность восстанавливать храм Божий и изучать закон Божий, я в этот же день купил билет на самолет и прилетел из Москвы в фонд, — говорит Артем. — Мы работали с душой, реставрировали храм. Пока Евгений Вадимович не стал баллотироваться в мэры Екатеринбурга, наш храм никому не был нужен, никому не интересен. А после этого спокойная жизнь закончилась, и отец Виктор попал, получается, под раздачу».
«Следователь недвусмысленно показал мне заключение какой-то комиссии, которая осмотрела храм и сделала такое заключение, что все те восстановительные работы, которые совершились за все 25 лет моего служения, привели к разрушению храма,
— возмущается отец Виктор. — И сумма ущерба составляет 31 миллион. Ну, полный абсурд! К тому же мы с удивлением узнали, что храм является собственностью государства. Хотя никаких охранных документов мы не подписывали».
Министерство госимущества Свердловской области в четверг официально подтвердило журналистам агентства Znak.com слова священника. «Никаких претензий к Евгению Ройзману мы не имеем, — заявили в пресс-службе ведомства. — Храм в селе Быньги является исключительно объектом культа и находится в управлении Нижнетагильской епархии Русской православной церкви. Министерство по управлению госимуществом никаких проверок в отношении сохранности данного объекта не инициировало и никаких документов для этого никуда не направляло».
«Мы теперь с отцом Виктором подельники, — иронизирует Ройзман. — У нас вообще хорошая компания собирается. С нами еще владыка Викентий, который попросил меня этим заняться, и владыка Иннокентий, который архитектор по образованию, в общем, у нас группа лиц, по предварительному сговору!»
Однако по поводу предстоящего допроса мэр Екатеринбурга не шутит. В повестке, которой его вызвали в полицейский главк, не обозначен статус Ройзмана. Не исключено, что в ходе допроса ему могут предъявить обвинение, после чего возникнет вопрос о мере пресечения.