Накануне поздно вечером президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили в Минске ситуацию вокруг «Уралкалия». Об этом информагентствам рассказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Встреча лидеров двух стран состоялась после заседания Высшего евразийского экономического совета.
Сейчас правоохранительные органы России и Белоруссии независимо друг от друга расследуют нарушения в деятельности «Уралкалия». Басманный райсуд Москвы заочно заключил под стражу гендиректора компании Владислава Баумгертнера, который в настоящее время находится под домашним арестом в Минске. Против него возбуждено дело о злоупотреблении полномочиями. Александр Лукашенко на недавней пресс-конференции для российских журналистов заявил, что Белоруссия готова передать Баумгертнера России только в том случае, если владельцы «Уралкалия» компенсируют ущерб, нанесенный республике в результате калийного конфликта, в размере $1,5–2 млрд.
Договорились ли о чем-то в ходе личной встречи Лукашенко и Путин, неизвестно. По крайней мере, на вопрос, можно ли ожидать каких-либо действий с белорусской стороны по данному вопросу после встречи глав двух государств, Дмитрий Песков ответил: «Мы больше комментариев по этому вопросу не даем».
В пятницу же появилось сообщение о том, что на этой неделе в Москве (точная дата неизвестна) оперативники белорусского КГБ попытались задержать бывшего топ-менеджера ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК) Игоря Евстратова.
Еще в конце августа он вместе с другими руководителями БКК был объявлен генпрокуратурой Белоруссии в розыск за злоупотребление властью и служебными полномочиями в рамках конфликта между «Беларуськалием» и «Уралкалием». Об этом агентству «Прайм» сообщил источник, близкий к «Уралкалию».
Подробности инцидента огласил новостной сайт «Белорусский партизан». По его информации, в Москве при посадке на поезд в Санкт-Петербург к Евстратову подошли четыре человека в гражданской одежде, один из них предъявил удостоверение сотрудника КГБ Белоруссии. Удостоверившись в том, что перед ними именно тот человек, которого они искали, оперативники под угрозой насилия сняли Евстратова с поезда и попытались вывести с территории Ленинградского вокзала. Однако задержанный начал громко возмущаться, кричать, и на его возгласы подоспели сотрудники российской полиции.
В свою очередь, «Интерфакс» со ссылкой на источник в российских правоохранительных органах уточняет: «Предприниматель направлялся в Санкт-Петербург. Когда он сел в поезд, к нему в купе вошли неизвестные и объявили, что он задержан».
В результате вся группа была доставлена в отделение полиции, где сотрудники КГБ предъявили ордер на арест Евстратова. Однако этот ордер был оформлен ненадлежащим образом, а сами сотрудники белорусской спецслужбы по определению не имели права совершать оперативные действия на территории России.
В результате адвокатам без особого труда удалось вызволить задержанного. Сотрудникам КГБ Белоруссии, по информации «Белорусского партизана», было рекомендовано больше не совершать незаконные действия на территории РФ.
«Это, конечно, полная уголовщина — де-факто и де-юре попытка похищения человека на нашей территории спецслужбой дружественного государства», — отметил собеседник агентства «Прайм». Получить комментарий ГУВД Москвы не удалось.
В пятницу в Комитете госбезопасности Белоруссии заявили, что распространенная информация является явной провокацией, и комментировать ее отказались.
Ранее сообщалось, что по инициативе Минска в розыск по линии Интерпола были объявлены четыре топ-менеджера Белорусской калийной компании — член наблюдательного совета БКК, директор по продажам и маркетингу «Уралкалия» Олег Петров, первый заместитель генерального директора БКК Константин Солодовников, заместитель генерального директора по финансам БКК Игорь Евстратов, начальник фрахтового отдела БКК Дмитрий Самойлов.
Белорусская сторона обвиняет топ-менеджеров БКК в том, что они, используя должностные полномочия и являясь заинтересованными сотрудниками «Уралкалия», втайне от белорусской стороны «предоставляли незаконные скидки на продукцию отдельным покупателям, перенаправляли зафрахтованные под белорусский калий суда на загрузку продукцией «Уралкалия», разрывали выгодные действующие контракты, обещая партнеру заключить их с «Уралкалием» по более низким ценам».
Следственный комитет Белоруссии оценивает ущерб, нанесенный возможными противоправными действиями топ-менеджеров «Уралкалия» «Беларуськалию» и БКК, в $100 млн. Однако Александр Лукашенко в своих многочисленных публичных выступлениях предпочитает оперировать цифрой $1,5–2 млрд, указывая на инспирированное основным акционером «Уралкалия» Сулейманом Керимовым падение мировых цен на хлористый калий, а также на то, что «Уралкалий», выйдя из БКК, фактически уничтожил сбытовую сеть компании, которую белорусскому предприятию теперь нужно создавать фактически с нуля.
«Ситуация, конечно, беспрецедентная. Это фактически нарушение суверенитета России. Отдельный вопрос — гражданство Евстратова. Если он гражданин России, это усугубит ситуацию, так как тянет на похищение иностранного гражданина в другой стране. Ранее подобным промышляла только Северная Корея, — говорит Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog. — Правда, открытым остается вопрос: а был ли вообще факт задержания Евстратова сотрудниками белорусского КГБ? То, что источником информации о происшествии стал некто близкий к «Уралкалию», вызывает сомнения в достоверности сообщения. Также нигде не указана дата события. Поэтому, пока нет официального подтверждения, трудно что-то комментировать.
Описанные действия белорусских спецслужб (если они имели место в действительности) выходят за границы здравого смысла.
Во-первых, политические осложнения были бы гарантированы вне зависимости от текущих взаимоотношений Путина и Лукашенко. Во-вторых, не совсем понятно, как уголовное дело по обвинению ненадлежащим образом задержанного Евстратова удалось бы протащить через суд. Даже белорусский».