В пятницу городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор по делу лохотронщиков: на скамье подсудимых оказались сразу 37 человек. Им инкриминировали организацию и участие в организованном преступном сообществе, около 30 эпизодов мошенничества и покушения на мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями и грабеж. Изначально судили 38 обвиняемых, но один не дожил до приговора — скончался в СИЗО от сердечного приступа в 2011 году.
Все подсудимые с трудом поместились в зале заседаний. Места для публики не хватило, и горсуду пришлось (впервые в его истории) организовать видеоконференцию в другом помещении. Журналисты и родственники подсудимых наблюдали за чтением приговора на больших мониторах, расположенных в зале этажом выше.
В деле около 200 томов, судья Константин Борисов начал зачитывать свое решение в четверг днем и закончил вечером в пятницу.
При этом ему пришлось сделать несколько перерывов. Большая часть подсудимых находилась под подпиской о невыезде, они самостоятельно пришли в суд, почти все — с большими сумками. Обвиняемые наотрез отказывались беседовать с журналистами, закрывали лица газетами, отворачивались от видеокамер. Некоторые явились на чтение приговора, надев медицинские маски.
Суд признал большинство подсудимых виновными в участии в организованном преступном сообществе. Однако реальные сроки получили только организаторы и близкие им подельники — Гусейн Бадирханов (по мнению следствия, лидер группы), Муртузали и Марат Бакиевы и Гаджирагим Аскеров.
Троих организаторов приговорили к 11 и 12 годам колонии строгого режима, еще двое получили пять и шесть лет. Двух приговоренных к реальному сроку пришлось освободить в зале суда: они уже отсидели положенное в СИЗО. Осужденному на пять лет Александру Бадарину суд отложил наказание до тех пор, пока не достигнет 14-летия его 9-летняя дочь.
Рядовые лохотронщики отделались условными сроками, в основном двухлетними.
Большинство из них утверждали во время процесса, что не знали организаторов и просто подрабатывали, исполняя роль подставного счастливчика. Пойти на это их вынудило якобы бедственное финансовое положение или суровые жизненные обстоятельства. За участие в «спектакле» им платили две-три тысячи рублей.
По ряду эпизодов были оправданы три экс-милиционера из Приморского РУВД, но за мошенничество и превышение должностных полномочий они получили по два года условно. То, что бывшие милиционеры состояли в преступном сообществе, обвинение доказать не смогло.
Решение суда вызвало вздох облегчения у большинства осужденных. Адвокаты условно осужденных откровенно праздновали победу.
«Мы очень довольны приговором, — заявила «Газете.Ru» адвокат Инесса Фролова. — Суд четко дифференцировал тех, кто стоял во главе и кто был рядовыми членами». Адвокаты организаторов преступного сообщества, получивших реальные сроки, намерены подать апелляцию.
В материалах дела говорится, что преступная группа работала на территории Приморского района Санкт-Петербурга весь 2008 год. Следствие считало, что в ее состав входили и действующие сотрудники милиции. Это были «кураторы» из Приморского РУВД — оперативники и даже заместители начальников отделов милиции. Им полагалось по 10% от каждого обманутого пенсионера. СКР возбудило уголовные дела против шести милиционеров. Двоих ранее уже осудили за «превышение служебных полномочий», еще двое до сих пор находится в бегах и объявлены в розыск.
В материалах дела говорится, что аферисты использовали доверчивость и преклонный возраст людей. Мошенники убеждали ветеранов войны и труда, блокадников участвовать в «лотерее» и «аукционе», предлагая ценные призы. Общий ущерб, нанесенный потерпевшим, 2 млн руб., самым крупным эпизодом стало хищение 500 тыс. руб.
Преступное сообщество было хорошо организовано, непосредственно мошенничества осуществлялись членами нескольких бригад, в состав которых входило по пять-семь человек. Группа была интернациональная: среди обвиняемых носители тюркских, русских, молдавских, украинских фамилий.
Лохотронщики работали в местах, где часто можно встретить пожилых людей: вблизи аптек, магазинов, отделений Сбербанка. Там они «вступали в общение с пожилыми людьми, вручая им одноразовый пакетик растворимого кофе или дисконтную карту торговой сети». «Затем оказывалось, что штрих-код пакетика или номер карты — выигрышные. Пенсионерам сообщали, что они выиграли приз, стоимость которого можно получить деньгами», — говорится в обвинительном заключении
В этот момент появлялся соучастник преступления, который «выигрывал» такой же приз, как и потерпевший. Потерпевшему объясняли, что весь выигрыш получит тот, кто внесет больше денег. В результате такого «аукциона» потерпевший отдавал преступникам все средства, которые у него были при себе.
Некоторые поддавались азарту, бежали за деньгами домой или снимали их со счета Сбербанка и снова несли аферистам. Если пенсионер обращался в милицию, сотрудники зачастую или не регистрировали заявление, или выносили постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, заявляли в следствии.
16 декабря 2008 года члены преступного сообщества были задержаны. Уголовное дело расследовалось около трех лет — оно было отправлено в суд в ноябре 2011 года. Изначально по нему проходили порядка 50 человек.