Басманный райсуд Москвы продлил арест фигуранта дела «Боевой организации русских националистов» (БОРН) Михаила Волкова. 31-летний москвич обвиняется в бандитизме (ст. 209 УК), участии в экстремистском сообществе (ст. 282.1 УК), незаконном обороте оружия (ч. 3 ст. 222 УК), а также убийствах в составе организованной группы по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. Волков был объявлен в международный розыск и в августе экстрадирован с Украины в Россию.
Поддержать обвиняемого в суде пришла только его мать, которую сопровождали адвокаты Волкова — Денис Зацепин и Оксана Михалкина. По признанию Михалкиной, ее подзащитный во всем сознается.
Лично Волкову в рамках деятельности БОРН вменяется участие в двух убийствах — лидера антифашистов Федора Филатова и одного из участников группировки «Черные ястребы» Расула Халилова.
Всего в деле БОРН объединены расследования более десяти убийств. Только материалы, предоставленные следствием для обоснования ареста, составили более пяти томов. Само уголовное дело, по признанию адвокатов, намного больше.
<1>На след БОРН спецслужбы впервые вышли еще в 2009 году, расследуя убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, застреленных в центре Москвы. Рассматривая версию мести Маркелову со стороны неонацистов, спецслужбы 4 ноября 2009 года задержали подозреваемых — Никиту Тихонова и Евгению Хасис, при задержании у них в квартире нашли автомат Калашникова, несколько пистолетов, гранаты и большое количество боеприпасов.
За убийство Маркелова и Бабуровой Тихонов был приговорен к пожизненному лишению свободы, Хасис — к 18 годам заключения. В ходе суда над ними были озвучены аудиозаписи, сделанные спецслужбами в квартире националистов. По версии следствия, они обсуждали уже совершенные и планируемые убийства, в том числе речь шла о подготовке убийств антифашистов Ивана Хуторского и Ильи Джапаридзе, а также чемпиона мира по тайскому боксу Муслима Абдуллаева. Кроме того, на счету группировки оказались еще несколько жертв — выходцев из стран СНГ.
После убийства в апреле 2010 в Москве судьи Мосгорсуда Эдуарда Чувашова были задержаны остальные участники БОРН — Максим Баклагин, Вячеслав Исаев, Юрий Тихомиров. Еще один предполагаемый соучастник убийств Алексей Коршунов, по официальной версии, взорвался на собственной гранате, которую, скрываясь на территории Украины, носил с собой на случай задержания. Последними в мае задержали Волкова и предполагаемого идейного вдохновителя БОРН Илью Горячева, который в настоящий момент ожидает экстрадиции из Сербии.
По версии следствия, которую в суде озвучил представитель следственной группы, Волков, как и погибший Коршунов, скрывался на территории Украины. Впрочем на это утверждение следователя праворадикал возразил.
«Я не скрывался. У меня есть жена и ребенок. Пока я жил на Украине, я состоял на учете в налоговых органах, контактировал с представителями местных спецслужб СБУ и МВД. Более пяти таких встреч было», — рассказал Волков.
Также он уточнил, что имеет ряд заболеваний, связанных с полученными в прошлом черепно-мозговыми травмами.
На вопрос судьи о наличии судимости националист пояснил, что она у него «снята или погашена». В 2001 году он, тогда еще студент Финансовой академии при правительстве России, был приговорен к 9-летнему заключению как организатор погрома на рынке у станции метро «Царицыно». По данным следствия, в беспорядках участвовало не менее 150 человек. Обвинение утверждало, что Волков, являясь активным участником неонацистской группировки «Объединенная бригада-88», накануне погрома закупил на строительном рынке «Каширский двор» металлическую арматуру, которая использовалась при избиении людей. Официально потерпевшими по делу проходят 32 человека. Позже срок заключения Волкову сократили с девяти до пяти лет. В 2006 году он вышел на свободу, однако от своих взглядов и методов борьбы, судя по всему, не отказался, совершив, как полагает следствие, в 2008 и 2009 годах два убийства.
Теперь Волкову грозит пожизненное лишение свободы.
Несмотря на это, защита все-таки предложила суду избрать в качестве меры пресечения домашний арест. «Почти все необходимые следственные действия завершены, а доводы следствия о том, что мой подзащитный может скрыться, как он сам уже заявил, надуманны», — пояснила свою позицию адвокат Михалкина.
В ответ на это представитель Следственного комитета напомнил, что подсудимый обвиняется в особо тяжких преступлениях, совершенных в составе банды, отдельные участники которой до сих пор в розыске.
Выслушав доводы сторон, судья Артур Карпов принял решение продлить срок содержания под стражей до 10 февраля 2014 года.