Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Ландшафт 1939-го

В Москве обсудили качество высшего профессионального образования, которое, как оказалось, недалеко ушло от сталинских времен

Система высшего профессионального образования с трудом поддается переменам. К такому выводу пришли участники форума «Гарантии качества профессионального образования». Все сошлись на том, что систему образования менять надо, правда, разошлись во взглядах на то, какими методами.

В Российской академии народного хозяйства и госслужбы в среду прошел форум «Гарантии качества профессионального образования». Главный вывод, к которому пришли участники форума, — высшее образование необходимо менять, однако система настолько сопротивляется, что за прошедшие 20 лет изменений почти никаких нет. И даже переход на новые федеральные стандарты высшего профессионального образования на нее не повлиял.

«Недавно мы закончили исследование «Эволюция российского образования», в результате которого обнаружили, что

структурно ландшафт российского образования был выстроен в 1939 году,

— рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. — Он был сформирован тогда на 70%. Перемены начала 1990-х годов не изменили материнское ядро нашей системы. То, что было построено к 1939 году, было точно организованной системой. Тогда были развернутые дискуссии, связанные с самой природой плановой экономики. К примеру, нужно ли делать один текстильный институт или их должно быть несколько: институт текстильной промышленности из хлопка, отдельно из льна и т.д. Когда я рассказывал об этом президенту Массачусетского технологического института, он сказал, что это прекрасно выстроенная машина, жаль, что она не работала. Правда, нельзя сказать, что она не работала вообще».

Фрумин считает, что изменения в системе образования вовсе не подразумевают простую смену профессий.

«Очень долго наши институты путей сообщения набирали людей на специальность «паровозы», потом «тепловозы», затем «локомотивы». Вопрос состоит в том, будут ли они набирать в следующие годы на специальность «скоростные поезда».

Фактически вопрос о специализированной подготовке под конкретные рабочие места и о том, что надо менять в этой подготовке, и есть ключевой вопрос сегодня», — считает Фрумин. По его мнению, в нынешней системе в отношении образования сложились две позиции. «Одна — при которой высшее образование выполняет кадровое обеспечение экономики.

Другая позиция сформулирована менее четко — мир меняется, человек несколько раз сменит профессию. Это значит, что ему не надо давать профессию?

И это опять же ключевой вопрос — какая система подготовки будет нужна обществу с непланируемой экономикой», — считает Фрумин.

Однако если Фрумин считает, что нужно создать систему, которая готовила бы тех специалистов, которые нужны будут в меняющемся мире, то Министерство образования и науки уверено, что необходимо выстраивать такую систему, которая создавала бы конкретные компетенции для российской экономики.

Министерство на форуме представлял заместитель министра Александр Климов. Он рассказал о том, какая квалификация должна быть у выпускников вузов.

В первую очередь их образование должно быть связано с отраслевыми программами в конкретных регионах.

В соответствии с ними и надо корректировать квалификации выпускников. А также надо понимать, какое количество выпускников той или иной квалификации необходимо российской экономике.

Климов разделил систему высшего образования на три группы. Первая группа — это так называемый хвост — вузы, в которых нет образовательного процесса. Основной инструмент для изменения этой категории — мониторинг вузов, который позволит закрыть те учреждения, которые созданы для формальной выдачи диплома. «В этом году будет много вузов с признаками неэффективности», — сказал Климов. Увеличение числа неэффективных вузов произойдет за счет того, что к мониторингу в этом году присоединились негосударственные вузы.

«В этом году 103 вуза не приняли участие в мониторинге, по ним мы передаем документы в прокуратуру, потому что они нарушили законодательство»,

— сказал Климов.

Вторая группа — вузы-«космонавты», входящие в группу лидеров, которые реализуют программы глобальной конкурентоспособности. Цель этих институтов — стать конкурентоспособными в мировом пространстве. По предложению России агентство Quacquarelli Symonds в этом году впервые составит рейтинг лучших вузов стран БРИКС, куда могут войти и российские вузы.

Пока же в рейтинге лучших вузов мира по версии QS единственный российский вуз — МГУ — занимает 120-е место.

Третья группа — это основная часть вузов, которые в основном готовят специалистов для экономики и социальной сферы. «Мы понимаем, что необходимо приводить федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования в соответствие с меняющимися запросами экономики», — заявил замминистра. По его мнению, необходимо создавать базовые кафедры на предприятиях, где могли бы получать образование студенты. Также министерство считает необходимым развивать сетевые формы образования и электронное дистанционное обучение.

«Если человек окончил дистанционный курс экономики в Гарварде у нобелевского лауреата, то его образование должно учитываться без того, чтобы студенту приходилось пересдавать этот курс у себя в вузе»,

— заявил Климов.

По мнению директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, мир находится в смене парадигм научных исследований, наука начинает опираться на новую методологию. Еще двумя ключевыми изменениями системы образования являются переход к передовым производственным технологиям и технологизация образовательной деятельности. По мнению Княгинина, именно эти факторы должны стать ключевыми при изменениях в сфере высшего образования.

Федеральные образовательные стандарты высшего образования провалились. Переход к бакалавриату и магистратуре не смог создать систему, которая бы функционировала как на Западе — когда магистратура нужна только тем студентам, которые хотят заниматься наукой.

Об этом также было заявлено на форуме.

«У нас был неудачный пример образовательных стандартов. Сейчас у нас идет тупиковый процесс внедрения профессиональных стандартов, после которых мы должны будем согласно государственной политике переделать образовательные стандарты. Этих моделей нет почти нигде в мире. Несколько лет мы потратим на это», — заявил Дмитрий Песков из Агентства стратегических инициатив.

По мнению Пескова, государство не способно обеспечить качество профессионального образования, при этом система образования не может изменить саму себя. «Меры, которые принимаются сегодня с точки зрения содержания образования, отстали уже даже от того, от чего люди уже отказались. К примеру, министерство говорит о важности развития электронного образования, о котором начали в России говорить еще с 1990-х годов, правда, с тех пор ничего не сделано», — добавил Песков.

Новости и материалы
Трамп заявил, что президентство Байдена стало полной катастрофой
«Если помогает, пусть пьет»: в России поддержали любящего пиво Овечкина
Рогов назвал «позором Запада» факельное шествие во Львове
С пляжей Кубани вывезли более 78 тыс. тонн загрязненного грунта после ЧП с танкерами
Авиация Израиля совершила налет на Ливан
Turkish Airlines рассказала, как борется с клопами в своих самолетах
«Могу быть занозой»: 17-летняя Андреева заявила, что иногда ведет себя как ребенок
Фицо не исключил требования компенсации за прекращение транзита газа
ФБР: исполнитель теракта в Новом Орлеане действовал в одиночку
Подозреваемый в подрыве Tesla у отеля Трампа в Лас-Вегасе оказался сержантом спецназа
Силы ПВО сбили четыре ракеты над Курской областью
Нетаньяху выписали из больницы
ЦСКА отказался отпускать одного из иностранных футболистов
Сотрудница продуктового пострадала в ходе атаки ВСУ на Ивановское
Назван способ снизить риск развития 19 заболеваний
Авиаперевозчик из ОАЭ возобновляет рейсы в Сочи после катастрофы в Актау
Молдавия приобретет системы обнаружения и ликвидации беспилотников
СК возбудил дело о теракте после обстрела ВСУ курского села
Все новости