Осужденная участница Pussy Riot Мария Алехина в пятницу отозвала ходатайство о смягчении наказания. О своей позиции она заявила сразу после начала заседания в Автозаводском райсуде Нижнего Новгорода. Алехина объяснила: добиваться замены отбывания срока в колонии общего режима на условия колонии-поселения или исправительные работы с ее стороны было бы неэтично, пока другая участница группы Надежда Толоконникова находится в мордовских лагерях, о которых «говорят страшные вещи».
Сама Толоконникова в пятницу возобновила голодовку — вопреки обещанию высокого руководства ФСИН из тюремной больницы ее вернули назад в ИК-14, где, по словам заключенной, в ее адрес поступали угрозы. Однако спустя несколько часов в пенитенциарном ведомстве пообещали:
«В связи с поступившим во ФСИН России обращением осужденной Надежды Толоконниковой об обеспечении ее личной безопасности руководством ведомства принято решение о переводе ее из ИК-14 управления ФСИН России по Республике Мордовия в другое исправительное учреждение».
Адвокат обеих осужденных Ирина Хрунова рассказала «Газете.Ru», что по сравнению с Толоконниковой Алехина сидит в сносных условиях, а ее права как заключенной никак не ущемляются. Более того, на заседание суда о смягчении наказания администрация колонии подготовила для нее положительную характеристику.
«Шансы на освобождение Маши были весьма высокими, но все последнее время она внимательно следила за ситуацией с Надей, которую после объявления голодовки и открытого письма о ситуации в Мордовии перевели в больницу и изолировали. Алехину возмущало все, что там происходит, но, когда к Наде перестали пускать адвокатов, оборвалась единственная правдивая связь с ней», — объяснила Хрунова.
Также Алехина заявила, что не будет больше подавать ходатайство об условно-досрочном освобождении. Cуд удовлетворил новое требование участницы Pussy Riot. Однако такое решение еще не означает, что Алехина останется в колонии до окончания двухлетнего срока наказания в марте следующего года.
«Если власть России готова освободить меня досрочно, пускай сделает это в рамках широкой амнистии наравне с другими осужденными женщинами, имеющими малолетних детей», — цитирует Алехину «Интерфакс».
Из-за возвращения Толоконниковой в ИК-14 едва не возник конфликт между уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным и руководством ФСИН России. После госпитализации осужденной в тюремную больницу в конце сентября омбудсмен заявил, что договоренности о переводе Толоконниковой в другую колонию достигнуты с самыми высокими руководителями тюремного ведомства. Когда в пятницу мордовское управление ФСИН подтвердило, что участница Pussy Riot вернулась в 14-ю колонию, а ее гражданский муж Петр Верзилов объявил о возобновлении голодовки, Лукин сделал заявление в резких тонах.
«Я поражен этим делом, — заявил Лукин «Интерфаксу». —
К сожалению, должен констатировать, говоря нормальным русским языком: во ФСИН меня обманули... Не сдержали своего слова, что крайне прискорбно».
Омбудсмен добавил, что случившееся затруднит его конструктивное сотрудничество с пенитенциарным ведомством. «Надеюсь, что ситуация будет исправлена в ближайшее время, а Толоконникову я прошу приостановить голодовку. Надеюсь, что больше ее не обманут. И меня не обманут», — подчеркнул Лукин.
Напомним, голодовку Толоконникова объявила после угроз, поступивших, по ее словам, со стороны администрации колонии и подконтрольных ей осужденных. В настоящее время Следственный комитет проводит проверку по фактам, изложенным в ее заявлении. Гражданский муж Толоконниковой Петр Верзилов ждет новостей от адвоката Дмитрия Динзе, который должен в пятницу посетить осужденную в ИК-14. В своем комментарии «Газете.Ru» он приветствовал решение о переводе участницы Pussy Riot в другую колонию. «Не знаю, что это было, какая-то аппаратная игра ФСИН или действительно неразбериха. Могу только подтвердить, что, по моей информации, обещание о переводе Нади Лукину давал очень высокопоставленный руководитель».