В среду представители Следственного комитета (СК) приступили к процедуре предъявления официальных обвинений членам команды ледокола Arctic Sunrise международной организации Greenpeace, доставившим активистов-экологов к нефтяной платформе «Газпрома» «Приразломная» в Баренцевом море. За полдня сотрудники СКР навестили 14 человек, в том числе финку Сини Саарелу, которая участвовала в акции у платформы, россиянина Романа Долгова и кока ледокола, гражданина Украины Руслана Якушева.
Все они были обвинены в пиратстве, совершенном группой лиц ( ч. 2, ст. 227 УК РФ), наказание по этой статье — от 10 до 15 лет лишения свободы.
К четвергу, учитывая такие темпы, получить статус обвиняемых в пиратстве могут все 30 задержанных на ледоколе Arctic Sunrise. Это вызвало новую волну возмущения, причем уже не только участников и сочувствующих Greenpeace.
«Следственный комитет в Мурманске действует как энкавэдэшные тройки 37-го года. Обвинение за пять минут», — заявил юрист «Greenpeace России» Михаил Крейндлин.
«Обвинения не основаны на законе. В деле нет доказательств, которые бы подтверждали какие-то факты. Наши адвокаты ознакомились с материалами дела. Обвинение строится на словах представителей береговой охраны. В них нет подтверждения вины наших сотрудников и членов экипажа», — заявил «Газете.Ru» адвокат «Greenpeace России» Антон Бенеславский.
Специалисты по праву со всего мира поставили под сомнение точность выбранной формулировки обвинения, а также действия пограничников по захвату ледокола.
«Насколько мне известно, российская береговая охрана не имела права подниматься (на борт судна)», — заявил Герт-Ян Кноопс, профессор международного уголовного права Университета Утрехта в Нидерландах. Он указал на международный статус вод, в которых находилось судно. «Операции за пределами территориальных вод ведут военно-морские силы, — заявил голландской прессе профессор Кноопс. — Это указано в международных морских конвенциях».
Профессор основополагающих прав и прав человека Университета Лапландии Стефан Кирхнер детально разобрал ситуацию у «Приразломной» и опубликовал три страницы текста с анализом. «Похоже, что Россия отставила в сторону свои международные обязательства, чтобы заставить активистов-экологов прекратить их мирные протесты», — делает вывод Кирхнер. Он указывает, что пограничники использовали огнестрельное оружие в непосредственной близости от надувных лодок активистов, которые были в итоге продырявлены. Профессор говорит, что столь масштабное применение силы в отношении мирных демонстрантов несоизмеримо. Достаточно было попросить уйти с платформы, говорит Кирхнер. «Россия не имела права задерживать ледокол на следующий день после акции», — утверждает профессор.
«Высадка на ледокол и взятие его под контроль может быть расценено как акт терроризма», — полагает профессор Кирхнер.
Он указывает и на ряд других нарушений. В частности, Россия захватила иностранных граждан и в течение нескольких дней удерживала их, не давая связаться с их консульствами, а также не уведомляя дипмиссии о задержании. Кроме того, по словам Кирхнера, на ледоколе во время его буксировки в порт Мурманска была неактивна автоматическая идентификационная система, что запрещено.
Говоря о решении России обвинить экологов в пиратстве, профессор Кирхнер указывает, что это может нанести серьезный ущерб работе тех, кто борется с настоящими пиратами. «Во всем мире экипажи кораблей, а также представители ВМС и полиции различных государств и другие организации борются с пиратством, рискуя своей жизнью.
Маркировка экологов как пиратов губит все усилия и сводит на нет тяжелую работу тех, кто подвергает свои жизни опасности.
Все государства должны воздержаться от использования термина «пираты» в отношении тех, кто очевидно не попадает под это определение», — говорится в анализе лапландского профессора.
На необоснованность предъявленного обвинения указали и другие эксперты: профессор кафедры международного права юридического университета Буцериуса в Гамбурге Дорис Денинг, профессор международного права Северо-Западного университета в Чикаго Евгений Конторович, лектор по международному праву и эксперт по пиратам Лондонского университета Дуглас Гуилфойл.
В этом же ряду находятся уполномоченный по правам человека в Совете Европы Нилс Муйжниекс, директор Amnesty International по Европе и Средней Азии Джон Дальхузен, а также президент России Владимир Путин. Еще 25 сентября Путин заявил, что экологи нарушили нормы международного права, но они «явно не пираты».
26-летняя гражданка Нидерландов Фаиза Аулахсен написала своей подруге, что их завалили обвинениями.
«Я не могу предположить, чем это закончится и что будет предпринято. Неопределенность сводит с ума.
Я слышала, что Путин публично заявил, что это не было пиратство. Однако его так называемые генералы завалили нас обвинениями, — говорится в письме, которое опубликовали нидерландские СМИ. — Два месяца в тюрьме — это первый этап, но что дальше? Тюремное заключение на срок в несколько месяцев или несколько лет после судебного процесса, полного лжи? Все сфабриковано. Никакой конкретики. Это нужно только одному человеку на верхушке, и мы отправляемся в тюрьму».