Гагаринский районный суд Москвы в среду вынес приговор по делу бывшего инспектора столичной налоговой инспекции №20 Руслана Рувинова и экс-сотрудника МВД Андрея Балабанова, обвиняемых в мошенничестве в особо крупном размере. Судебный процесс получил резонанс, когда потерпевшая по делу — предприниматель и руководитель движения «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева — обратилась за госзащитой в связи с угрозами, поступавшими, по ее данным, от обвиняемых.
Рувинов и Балабанов были задержаны в декабре прошлого года при получении от Яковлевой 3,5 млн рублей за составление «устраивающего обе стороны» отчета о налоговой проверке ее фирмы «Софэкс». На суде оба полностью признали вину и получили соответственно 2 года и 1 год и 9 месяцев лишения свободы. Кроме того, каждого приговорили к штрафу в размере 150 тыс. рублей.
Первоначально уголовное дело было возбуждено по ст. 30 ч. 6 ст. 290 УК (покушение на взятку в особо крупном размере) в отношении Рувинова, которому грозило от 8 до 15 лет лишения свободы, и по ч. 4 ст. 291.1 УК (посредничество во взяточничестве) — в отношении Балабанова, рисковавшего оказаться за решеткой на срок от семи до 12 лет.
Кроме того, после ужесточения антикоррупционного законодательства обоим грозил штраф в размере семидесятикратной суммы взятки — по 245 млн.
Однако позже следствие переквалифицировало обвинение на покушение на мошенничество (ч. 4 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ), посчитав, что обвиняемые не имели полномочий повлиять на составление отчета о налоговой проверке. Суд, в свою очередь, учел «раскаяние подсудимых» и их «активное содействие следствию».
«Получается, все как в том SMS с угрозами», — возмутилась Яковлева, выслушав резолютивную часть приговора из уст своего представителя — адвоката Евгения Черноусова. Сама она в этот раз в суд не пришла.
Как уточнила глава «Бизнес Солидарности», имелось в виду сообщение, пришедшее на телефон Яковлевой в мае: «Переквалифицировали со взятки на мошенничество! Попадает под амнистию! Прокуратура согласна, с судом решено! Летом встретимся, каждый и каждая получит по заслугам».
По иронии судьбы, именно Яковлева весной активно выступала за широкое применение амнистии для бизнесменов, в том числе осужденных по ст. 159 УК (мошенничество).
Позже оперативники ГУЭБиПК в рамках проверки установили, что «именно обвиняемый Балабанов с целью запугивания и оказания давления на потерпевших, а также дискредитации следствия и суда направлял SMS-сообщения с угрозами в адрес Яковлевой и других участников уголовного процесса». При этом, как выяснила потерпевшая, следователь Агаджанян действительно еще 6 мая переквалифицировал обвинение Балабанову и Рувинову на более мягкое — по ч. 4 ст. 159 УК.
«Это показательный процесс для всего бизнеса. Если здесь прокуратура и суд фактически встают на сторону чиновников, требовавших взятки у предпринимателя,
это значит, нам всем говорят: «Платите! Обращаться в правоохранительные органы себе дороже,» — рассуждает Яковлева.
С ней не согласился адвокат подсудимых Калой Ахильгов. По его мнению, такой приговор соответствует сложившейся практике. «Это не была взятка. Есть экспертиза, которая показала, что никаких нарушений в компании, где шла проверка, не было. Следовательно, взятку требовать было не за что», — объяснил защитник.
«С таким приговором через несколько месяцев они уже будут на свободе. У них еще и УДО согласовано наверняка. А ведь даже вменяемое им мошенничество в особо крупном размере наказывается лишением свободы до десяти лет! Такого мы не ожидали, — рассуждает, в свою очередь, представитель потерпевшей Черноусов. — Раскаялись они — суд это учел! А угрозы, подтвердившиеся в ходе оперативных мероприятий, судья проигнорировал!»
Как заявила сама Яковлева, в ближайшее время потерпевшая сторона намерена обжаловать приговор.