В четверг в Мосгорсуде продолжился допрос основного свидетеля по делу об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской — бывшего начальника отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова. На скамье подсудимых находятся Лом-Али Гайтукаев, который обвиняется в организации преступления, бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов, предполагаемый киллер Рустам Махмудов и его братья Джабраил и Ибрагим.
Из-за поздней доставки свидетеля в суд заседание началось с полуторачасовым опозданием. На этот раз не всем журналистам, пришедшим в суд в небольшом количестве, удалось посетить процесс. К группам оперативников и родственников подсудимых, регулярно посещающих заседания, присоединились стажерки прокуроров и защитника Алексея Михальчика. В результате журналистам досталось всего шесть мест. За вынужденную толкотню друг с другом под дверью в надежде прорваться первым корреспонденты прозвали вход в зал «дверью позора».
Павлюченков, прикованный наручниками к конвоиру, появился в зале в сером свитере и с костылем в руке, впрочем, опирался на него несильно и шел самостоятельно. Прокурор Мария Семененко, продолжившая допрос (начало допроса на одном из предыдущих заседаний было прервано из-за случившегося у Павлюченкова приступа эпилепсии), объявила, что до обеда собирается предъявить свидетелю видеозаписи с подъездов дома на Лесной улице, где жила и была убита Политковская.
Сначала Павлюченков просмотрел записи возле подъезда № 4 от 3, 5 и, наконец, 7 октября — в день убийства журналистки. Когда на черно-белых кадрах плохого качества появлялась размытая фигура предполагаемого киллера, Семененко просила остановить видеозапись и спрашивала Павлюченкова, узнает ли он человека. «Да, этот человек похож на Наиля», — монотонно отвечал свидетель. Наилем он называет Рустама Махмудова, именно под этим именем он знал подсудимого ранее. «Узнаю по фигуре, по походке», — говорил он.
— А какого роста этот человек? — спросила прокурор.
— Небольшого роста, 160–165 см, — ответил Павлюченков.
— А как вы это поняли?
— По длине ног и туловища, — бормотал он, напомнив, что занимался в полиции опознаванием людей на видео со спины.
— А что он делал там 3 октября?
— Я не знаю, что он там делал. Возможно, это связано с тем, что мои сотрудники передали объект наблюдения по просьбе Хаджикурбанова.
Иногда свидетель все-таки выражал неуверенность в том, что на видео изображен подсудимый. «Я не могу сказать на 100%, что это Рустам Махмудов, но очень похож на Наиля», — объяснял он.
Затем настала очередь видеокадров с подъезда № 2, где и произошло убийство. На записи от 3 октября в подъезд входит мужчина, при этом он очень долго пытается открыть дверь. Фактически были видны только его бейсболка, торчащие из-под нее темные волосы и плечи. Когда ему удалось войти, через четыре минуты дверь открыла Политковская. Еще через несколько минут она вышла с собакой.
Когда журналистка вернулась домой, то столкнулась в дверях с тем самым мужчиной, который ранее долго пытался открыть входную дверь. Как полагает следствие, в этот момент 3 октября она увидела своего будущего убийцу.
«Бейсболка похожа на ту, что носил Рустам Махмудов», — прокомментировал кадры Павлюченков. «Как он тут вообще может что-то узнать?» — недоумевали возмущенные родственники подсудимых, сидевшие в зале. На видео действительно были видны лишь часть кепки мужчины и его правая рука, открывающая дверь.
5 октября человек в кепке, но уже в другой куртке, снова заходит в подъезд. На этот раз дверь открывается быстро. Картина повторяется. Через восемь минут приходит Политковская, затем выходит с собакой, возвращается, после чего через минуту человек в кепке выходит.
В день убийства, 7 октября, человек в бейсболке входит в подъезд в 16.01. Затем проходит 10 минут, в течение которых никто не открывает дверь.
В 16.11 в подъезд заходит журналистка, а через минуту из двери выскакивает человек в кепке. По данным следствия, как раз в это время киллер застрелил Политковскую.
При этом свидетель обратил внимание на фигуру человека, который развернулся и встал на углу дома после того, как проехала машина Политковской. «Это должен быть человек, который дает информацию, что объект подходит к дому», — предположил Павлюченков.
Затем свидетелю и присяжным было предъявлено видео с офиса банка ВТБ, который находился на той же улице. Оно было более четким и цветным. Семененко попросила обратить внимание на машину, стоящую в дальнем углу записи, на то, как у нее открывается дверь и по улице идет человек с черным плащом, повешенным на руку. Однако, когда он пропадает, с его стороны появляется еще один мужчина в кепке, который переходит дорогу и идет в сторону камеры. При этом он делает движение, как будто прикуривает сигарету. По мере его приближения к камере его фигура становится более четкой и более похожей на подсудимого, такой, как он выглядит в настоящее время. «Этот человек, переходивший дорогу, похож на Махмудова», — сказал Павлюченков. Его фраза вызвала улыбки у защиты, потому что, по данным следствия, киллер — не тот, кто переходит дорогу, а тот, кто идет с плащом в руке.
— Почему вы решили, что оружие, которое вас попросил раздобыть Гайтукаев, предназначено для убийства? — спросила Семененко, закончив с просмотром видео.
— Потому что до этого была такая ситуация, зеркально похожая на эту, — ответил Павлюченков. — Просили об этом Гайтукаев, Хаджикурбанов и неизвестное мне лицо. Потом оказалось, что мы следили за Полом Хлебниковым (главред Forbes, убитый в 2004 году. — «Газета.Ru»)…
Однако судья прервал свидетеля, сделав замечание прокурору о том, что нельзя упоминать о расследовании других дел.
После этого Семененко продемонстрировала присяжным часть детализации телефонных соединений Политковской и Гайтукаева. Оказалось, что 9 августа подсудимый находился в районе редакции «Новой газеты», как и Политковская.
После обеденного перерыва прокурор зачитала протокол осмотра видеозаписи в торговом центре «Рамстор» на Фрунзенской набережной. Правда, видео датировано 6 октября 2006 года, но в деле имеется справка о том, что часы на записи отстают на сутки, поэтому настоящая дата — 7 октября. На записи Политковская в 14.22 входит в магазин, за ней следом идут мужчина и женщина, которые выходят обратно через семь минут. В 15.26 журналистка покидает магазин.
Потерпевшая Вера Политковская, дочь журналистки, решила отметить, что 6 октября ее мать не могла быть в магазине, потому что занималась семейными делами. А 7 октября она лично видела ее там, так как случайно тоже оказалась на территории торгового центра. По ее словам, Анна Политковская часто посещала этот магазин. «А вы в курсе, что чек, найденный на месте преступления, тоже датирован 6 октября?» — задал вопрос адвокат Саидахмет Арсамирзаев. «Я помню чек в материалах дела, но не помню дату на нем», — пожала плечами Политковская.
— Скажите, вы давали указание своим людям следить тут за Политковской? — спросила обвинитель Павлюченкова.
— В то время я не давал своим людям указание следить за Политковской. Мои люди закончили работать 1 или 2 октября.
Далее Семененко принялась читать протокол следственного эксперимента, который проверял, за какое время Политковская добиралась из дома до торгового центра и обратно. Однако закончить ей не удалось: с места встал адвокат Мурад Мусаев и заявил, что этот эксперимент не имеет отношения к свидетелю и прокурор затягивает время, чтобы защита не смогла приступить к допросу свидетеля.
Из-за возникшего спора судье пришлось удалить присяжных. В это время Павлюченкову стало плохо, и конвой вызвал скорую помощь.
Адвокат свидетеля Крен Нерсисян заверил защиту, что Павлюченков намерен ответить на все вопросы, в том числе и на вопросы адвокатов. «Вы его адвокат или папа его?» — язвил с недоверием Хаджикурбанов из «аквариума». В результате двое полицейских вывели Павлюченкова из зала с трясущимися руками.
Следующее заседание назначено на 24 сентября, однако ключевой свидетель вернется в зал заседания только в октябре, поскольку его адвокат объявил, что уходит в отпуск.