ОАО «РЖД» ответило прокуратуре на представление по поводу сноса части памятника промышленной архитектуры — Кругового депо Николаевской железной дороги на Комсомольской площади в Москве. «Представление Северной транспортной прокуратуры было получено дирекцией по комплексной реконструкции железной дороги и строительству объектов железнодорожного транспорта «Москва» — филиала ОАО «Российские железные дороги». Дирекцией был подготовлен и направлен ответ», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании.
На месте снесенной части депо ОАО «РЖД» планирует проложить рельсовый путь для пригородных электричек. В начале марта 2013 года состоялось заседание специальной комиссии Мосгорнаследия по рассмотрению предмета охраны памятника, на котором все согласились, что здание должно сохраниться в полном объеме. Однако уже 25 апреля Мосгорнаследие выдало разрешение на проведение работ по «Проекту приспособления к современному использованию выявленного объекта культурного наследия «Круговое депо Николаевской железной дороги», которым фактически санкционировано разрушение почти половины памятника. Позже глава департамента Александр Кибовский объяснил журналистам, что ОАО «РЖД» реализует вполне европейский проект, необходимый не только самой компании, но и городу.
На днях стало известно, что в адрес руководства дирекции по комплексной реконструкции железной дороги ОАО «РЖД» и департамента культурного наследия Москвы были внесены прокурорские представления об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия.
В ходе прокурорской проверки были «выявлены многочисленные нарушения законодательства об объектах культурного наследия».
Проводилась проверка по обращению общественного движения «Архнадзор», возмущенного сносом в конце мая 2013 года 9 из 22 секций одного из старейших в России локомотивных депо, построенного по проекту архитектора Константина Тона. По информации «Архнадзора», проект был согласован департаментом культурного наследия, несмотря на заключение государственной историко-культурной экспертизы, указывающей, что он противоречит разработанному экспертами предмету охраны памятника, а также требованиям федерального закона «Об объектах культурного наследия».
В настоящее время рассматривается вопрос о направлении материалов проверки в прокуратуру Москвы для «дачи уголовно-правовой оценки действиям должностных лиц департамента культурного наследия города Москвы».
В представлении московской межрегиональной транспортной прокуратуры на имя руководителя Мосгорнаследия Александра Кибовского указывается: «Первым заместителем руководителя департамента культурного наследия Москвы Ефимовым Н.Ю. согласована проектная документация не по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию, а по уничтожению части выявленного объекта культурного наследия». Прокуратура требует от Мосгорнаследия «безотлагательно принять меры по устранению нарушений федерального законодательства» и привлечь виновных в них должностных лиц к ответственности.
Между тем в ОАО «РЖД» утверждают, что действуют исключительно в рамках закона. А сам проект является «достойным примером цивилизованной европейской практики по сохранению и использованию объектов культурного наследия мирового значения».
«Работы по реставрации и приспособлению к современному использованию Кругового депо ведутся по согласованному в установленном порядке Мосгорнаследием, ОАО «РЖД» и независимыми экспертами (Виноградов В.А., Савельев О.В., Тренин А.Б.) варианту реставрации. Этот вариант был рассмотрен и одобрен в качестве базового на заседании комиссии Мосгорнаследия 26 сентября 2012 года. Учитывая вышеизложенное, мероприятия по реставрации Кругового депо в целом осуществлялись в соответствии с положениями федерального законодательства и на основании выданной установленным порядком компетентными причастными структурами исходно-разрешительной документации в необходимом объеме», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ОАО «РЖД».
Об этом же говорится и в ответе компании в адрес прокуратуры, рассказал представитель пресс-службы. По его словам, в собственности ОАО «РЖД» находится ряд уникальных зданий, имеющих статус объектов культурного наследия и являющихся при этом действующими объектами железнодорожной инфраструктуры. Эти здания требуют одновременно как реставрации, так и приспособления к современному использованию. Работы на таких объектах «выполняются силами привлекаемых ОАО «РЖД» специализированных реставрационных организаций с особой тщательностью и полностью оплачиваются за счет собственных средств компании».
Что касается Кругового депо, то, как рассказали в пресс-службе, до 1995 года оно находилось в ведении МПС России, после чего перешло в собственность частных владельцев. В октябре 2011 года здание было выкуплено ОАО «РЖД» в рамках реализации инвестиционного проекта строительства 4-го дополнительного главного пути на участке Москва – Крюково. Цель строительства — давно назревшая необходимость максимально разгрузить ежегодно растущий пассажиропоток на направлении от Ленинградского вокзала до станции Химки. Однако попадающее в зону укладки железнодорожных путей здание оказалось вновь выявленным памятником архитектуры.
А «внесение изменений в ранее согласованный и утвержденный всеми причастными государственными органами проект повлекло бы за собой его весомое удорожание и отодвинуло сроки строительства на неопределенное время», признаются в ОАО «РЖД».
Поэтому было разработано несколько вариантов предложений, «позволяющих как сохранить здание Кругового депо, так и обеспечить прохождение железнодорожных путей на его территории». В итоге за основу был взят «вариант реставрации, предусматривающий расчистку объекта от пристроек позднего периода и частичный демонтаж паровозных ячеек-стойл со стороны проектируемых путей». «Данный вариант позволяет приспособить здание для современного использования, максимально сохранив его исторический облик и объем с воссозданием утраченных элементов, а также обеспечить нормативные расстояния до железнодорожных путей. В результате проведенной группой экспертов государственной историко-культурной экспертизы сделан вывод о соответствии указанного проекта требованиям законодательства», — резюмируют в пресс-службе компании.
С этими выводами категорически не согласны в «Архнадзоре». В настоящее время в Замоскворецком райсуде столицы рассматривается иск представителя движения Юрия Егорова о признании незаконными согласования Мосгорнаследием проекта «приспособления» Кругового депо. Истец требует признать незаконной разрешительную документацию на работы, а также просит суд обязать Мосгорнаследие провести повторную экспертизу проекта, ссылаясь на то, что его реализация приведет в конечном итоге к утрате объекта культурного наследия. К материалам судебного дела приобщены и документы прокурорской проверки.
«Сейчас, получив прокурорское представление, Мосгорнаследие должно отозвать все свои разрешения и обязать собственника здания разработать проект реставрации, — считает Егоров, — а также начать служебное расследование того, как при наличии экспертизы, в которой было указано о многочисленных нарушениях закона, был согласован этот проект».
Кроме того, по словам Егорова, департамент «ввел в заблуждение» экспертный орган — управление Госэкспертизы, представитель которого заявил на суде, что никаких сведений о том, что здание является памятником, в управление не поступало.
А уже по ходу разбирательства Мосгорнаследие пыталось сообщить в органы прокуратуры ложную информацию о статусе предмета охраны Кругового депо, утверждают в «Архнадзоре».
«Так, в письме в Московскую межрайонную транспортную прокуратуру от 10.06.2013, подписанном заместителем руководителя департамента Сергеем Мирзояном, утверждается, что предмет охраны выявленного объекта культурного наследия «является проектом и носит рекомендательный характер». Между тем статья 52 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия» прямо устанавливает, что «выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований: обеспечение неизменности облика и интерьера в соответствии с особенностями, определенными как предмет охраны и изложенными в заключении историко-культурной экспертизы», — объясняют в «Архнадзоре».
В самом Мосгорнаследии ситуацию не комментируют. А по мнению экспертов, департамент, через который «продавили» федеральный проект, оказался в роли козла отпущения. «Ну что может сделать какой-то департамент мэрии, когда решения принимаются на самом верху, — говорит историк архитектуры, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. — И когда система такова, что первые лица государства могут, наплевав на все, в открытую нарушать российские законы, в частности закон об охране памятников».
Что же касается самого Кругового депо, то, по мнению эксперта, это ценнейший образец промышленной архитектуры XIX века, и сомневаться в его исторической значимости могут лишь люди, далекие от культуры. «Депо расположено не в километрах от вокзала, а является частью вокзального комплекса, — заявил Клименко «Газете.Ru». — Все это визуальные следы железнодорожной архитектуры — огромного явления в истории культуры и архитектуры. Гражданские инженеры (архитекторы) и инженеры-путейщики конца XIX – начала XX веков оставили после себя множество достижений и даже шедевров, которые сейчас бездумно уничтожаются».
В «Архнадзоре» также считают, что позволившее «продавить» этот проект правительство Москвы просто не справилось с задачей сохранения культурного наследия. «Круговое депо является выявленным памятником, который так и не дождался решения мэра об отнесении к памятнику регионального значения, — считает координатор движения Рустам Рахматуллин. — Надо было настаивать на проектировании альтернативного варианта прокладки путей и сохранении предмета охраны, который включает полный периметр здания. Вместо этого состоялась некая договоренность, и был согласован проект уничтожения почти половины памятника, да еще под маркой реставрации». По словам Рахматуллина, можно говорить «о преференциях для федеральных застройщиков», среди которых Дом Волконского, реконструируемый с чудовищными нарушениями, и вертолетная площадка в Кремле.