О разоблачении «семейной банды» стало известно 8 сентября после ЧП в Аксайском районе Ростовской области. В одном из поселков полицейский патруль попытался остановить для проверки мужчину и женщину, но те открыли огонь. Один полицейский был убит, другой ранен, но подоспевшие коллеги обезвредили преступников. При этом мужчина, в котором позже опознали жителя Ставропольского края Романа Подкопаева, в перестрелке был убит, а женщина, его приемная дочь Виктория Тарвердиева, ранена.
Как оказалось, за несколько минут до перестрелки с полицейскими Подкопаев и его падчерица совершили налет на частный дом, где убили хозяев.
Причем их добычей стали лишь две бутылки спиртного, курица и флакон духов.
По горячим следам неподалеку были задержаны сообщники налетчиков, которые, как выяснилось, приходились друг другу родственниками и входили в банду, как минимум пять лет промышлявшую разбоями и убийствами.
Как сообщил в среду СК, обвинения предъявлены Инессе Тарвердиевой (гражданской жене убитого Романа Подкопаева), ее дочери Виктории, а также супругам Анастасии и Сергею Синельникам. Последний до момента задержания работал в полиции. Как говорится в сообщении СК, он оказывал «соучастникам помощь в сокрытии следов преступлений, прятал их, в том числе и в собственном доме», и вместе с женой «указывал места и жертв предполагаемых преступлений, обеспечивал их прибытие и отбытие с мест преступлений».
Всем им вменили статьи 105 (убийство), 209 (создание банды и участие в банде) и 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов).
В сообщении СК перечислен десяток преступлений, в которых среди прочих подозревают членов банды.
В частности, как предполагается, на их совести нападение и убийство в сентябре 2012 года в Новочеркасске двух сотрудников вневедомственной охраны Василия Камфорина и Владимира Мандрика; убийство в марте 2013 года в городе Аксае сотрудника ДПС Николая Куцеконя; нападение на сотрудников ЧОПа Николая Корсунова и Юрия Стаценко в апреле 2013 года в Новочеркасске и убийство одного из них; убийство сотрудника ДПС Андрея Юрина в апреле 2013 года на хуторе Малый Мишкин; убийство супругов Корчагиных в сентябре 2013 года в городе Аксае; убийство сотрудника вневедомственной охраны Ивана Шахового, участвовавшего в задержании бандитов, и покушение на его напарника Алексея Лагоду.
В сообщении, однако, не упоминается, пожалуй, самое громкое из инкриминируемых бандитам нападений — убийство офицера нижегородского СОБРа Дмитрия Чудакова, его жены, 11-летней дочери и 7-летнего сына.
Их тела с огнестрельными и ножевыми ранениями в июле 2009 года были обнаружены на трассе «Дон» в автомобиле, в котором семья возвращалась домой с Черного моря.
О том, что члены «семейной банды» сознались и в этом нападении, ранее рассказал глава ГУ МВД по Ростовской области Андрей Ларионов. С его слов, Инесса Тарвердиева призналась, что собственноручно застрелила Чудакова и его жену, а Подкопаев зарезал детей. Обвиняемые не знали, что Чудаков — спецназовец, и напали на семью, остановившуюся на обочине отдохнуть, ради банального ограбления.
По словам Ларионова, при обыске у подозреваемых нашли золотую цепочку и другие похищенные у Чудаковых вещи.
Ранее СКР уже объявлял это дело раскрытым: в сентябре 2009 года, вскоре после убийства, задержали жителя Аксая Алексея Серенко. Он провел в СИЗО около двух лет, однако в конечном счете его освободили: прокуратура отказалась утвердить обвинительное заключение и направить дело в суд, сочтя доводы следствия неубедительными. СК тогда с позицией прокуратуры не согласился и продолжал настаивать на виновности Серенко.
Делом Алексея Серенко в числе прочих заинтересовался депутат Госдумы Александр Хинштейн. По его мнению, следователи, из-за которых невиновный человек долгое время провел в СИЗО, должны быть привлечены к ответственности. Когда были задержаны члены банды Тарвердиевой, Хинштейн пообещал, что, как только им будут предъявлены официальные обвинения, он направит запрос в Генпрокуратуру и в СК с требованием наказать виновников преследования Серенко.
В среду в беседе с «Газетой.Ru» депутат подтвердил, что обращение готовится и будет отправлено до конца недели.
В документе, по словам Хинштейна, будет содержаться требование провести проверку в отношении следователя по особо важным делам центрального аппарата СК полковника Владимира Павлова, который в свое время предъявлял обвинение Серенко.
По словам Хинштейна, он рассчитывает, что Павлова хотя бы «по-тихому» уволят из СК. Депутат также не исключил, что это уже сделали.
В управлении взаимодействия со средствами массовой информации СКР от комментариев отказались.
Между тем Александр Хинштейн рассказал также, что, по сведениям источников, близких к следствию, сомнений в том, что семью Чудаковых убила банда Тарвердиевых, нет.
Обвинение против Серенко строилось на двух сомнительных фактах: во-первых, у него нашли такой же карабин «Сайга», из какого были убиты Чудаковы, во-вторых, некая проститутка рассказала, что видела человека, похожего на Серенко. Кроме того, следователи проигнорировали тот факт, что недалеко от места убийства были найдены самодельные ножи с гравировками «Моей любимой амазонке» и «Моей любимой бандитке». Эту находку сочли не имеющей отношения к делу.
Алексей Серенко с самого начала отрицал вину. В его виновность не поверила также мать спецназовца Чудакова: она добивалась освобождения арестованного, полагая, что в случае его осуждения настоящие убийцы сына уйдут от ответственности.
Первые преступления, которые инкриминируют банде под руководством Тарвердиевой, были совершены в начале 2008 года.
При обысках у подозреваемых нашли оружие и боеприпасы, похищенные вещи, в том числе большое количество золотых украшений, более миллиона рублей наличными, а также записи, в которых описаны некоторые из совершенных бандой преступлений.