В среду Мосгордума приняла подготовленные мэрий изменения в закон «О прожиточном минимуме в городе Москве». Как объяснил депутатам руководитель департамента социальной защиты Владимир Петросян, изменения потребовались для приведения положений городского закона в соответствие с федеральным законом № 233-ФЗ, предложившим новый порядок определения прожиточного минимума.
Напомним, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Услуги, оказываемые организациями здравоохранения, образования и т. п., сюда не включаются, так как «в соответствии с законодательством РФ минимальные объемы этих услуг предоставляются населению бесплатно». С величиной прожиточного минимума, в свою очередь, связаны размеры пособия по безработице, ежемесячного пособия на ребенка и т. п.
Федеральным законом № 233 введено новое определение потребительской корзины: это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
То есть если ранее потребительская корзина включала в себя конкретное количество определенных товаров и услуг, то сейчас ее непродовольственная часть рассчитывается в процентах от продовольственной.
Сколько должен съесть житель каждого региона, власти посчитали еще зимой: постановлением правительства РФ от 28 января 2013 г. № 54 были утверждены «Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ». Как следует из этих рекомендаций, основными принципами ее формирования являются: «удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях, выбор продуктов питания, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах».
Что касается непродовольственных товаров, то расходы на них у законопослушных граждан в среднем должны составлять половину от продовольственных. Правда, в документе все-таки рекомендуется учитывать «природно-климатические условия как основной фактор, влияющий на потребность населения в одежде и обуви».
Устанавливая эти пропорции, предусмотрительный законодатель учел и факт предоставления «отдельным категориям населения» мер «социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг и проезда на общественном транспорте».
Однако столичные власти решили не экономить на москвичах, установив более высокие пропорции: для трудоспособного населения непродовольственные товары будут стоить 45% необходимого для выживания минимума продуктов, услуги – 127%. Для пенсионеров и детей — соответственно 45 и 75%. При прежнем, «натуральном» расчете непродовольственная часть корзины составляла примерно 152% продуктовой.
Впрочем, как пояснил Петросян, если бы в мэрии следовали федеральным рекомендациям, то прожиточный минимум в Москве составлял бы и вовсе 8146 рублей, а не нынешние 10874 рубля.
Для сравнения: в США прожиточный минимум в 12 раз выше российского и рассчитывается как троекратная стоимость минимальной продовольственной корзины.
Российские власти отошли от натурального расчета непродовольственной части потребительской корзины впервые. Похоже, устали как от самих расчетов «общего количества и среднего срока износа» товаров (да еще и с учетом «коэффициент семейности»), так и от постоянной иронии граждан по поводу полагающихся им на девять лет трех штук «верхней пальтовой группы» и рекомендаций растянуть на два с половиной года десять комплектов нательного белья.
Между тем новая формула расчета вызвала много вопросов даже у депутатов Мосгордумы.
Подробное обсуждение новшеств прошло еще в понедельник на заседании комиссии по социальной политике. Так, депутат Татьяна Портнова заметила, что людям не понятна новая методология расчета: что на эти деньги они могут купить, что заложено в предлагаемую сумму, из чего исходили разработчики? В итоге было принято решение продолжить опрос людей с небольшим достатком с тем, чтобы «понимать наполняемость корзины непродовольственными товарами и услугами».
«Может, придется вернуться к перечню непродовольственных товаров, которыми наполняется корзина. Или вести отсчет от оплаты услуг ЖКХ, например. Нужно мониторить и ситуацию, и исполнение принятых в этой области законов», — предложил депутат Евгений Герасимов.
Присутствовавшие на заседании представители Московской федерации профсоюзов обратили внимание на просчеты в рекомендуемой федеральным правительством формуле. В частности, взимание подоходного налога заложено только в продовольственную часть потребительской корзины. «Если мы будем пользоваться данной формулой, то потребительская корзина и прожиточный минимум могут быть занижены на тысячу рублей», — подсчитал представитель федерации Сергей Ванидовский. В связи с чем депутаты договорились обратить на это внимание мэрии, а также направить письмо в Росстат.
Впрочем, уже два дня спустя депутатам все стало ясно, и они приняли новый закон не только в первом чтении, но и сразу в целом.
По словам лидера фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, мало того, что стоимость отечественной потребительской корзины определяет порог бедности, так еще и закладываемые в нее цены не соответствуют реальности.
«Интересно, где Мосгорстат покупает продукты? Куда направить избирателей? Вопрос формирования корзины проблематичен для понимания людей, даже депутатов. Никто не может понять, кто и для чего придумывает эту корзину», — говорит депутат.
Апелляция к международному опыту, по его словам, несерьезна: там в корзине учитывается до 400 показателей, например, ремонт автомобиля и возможность отдохнуть.
Кроме того, на величину прожиточного минимума в Москве завязано семь пособий. И ждать увеличения их размера не приходится. «Если бы от состава потребительской корзины не зависели выплаты, можно было бы вообще не обсуждать эту тему, — сказал Клычков. — Но при такой системе расчетов мы никогда не получим роста пособий. Для этого надо вносить изменения и в стоимостное, и в качественное содержание корзины. Или уж честно сказать: имея сложности с бюджетом, мы хотим заморозить достижения в социальной сфере на уровне 2009 года, будет кризис, и ничего не ждите».
Между тем, по мнению экспертов Института экономики РАН, разработавших стандарт экономической устойчивости семей с детьми, его величина равна как минимум двум нынешним прожиточным минимумам на каждого члена семьи. И именно этот стандарт должны обеспечивать социальные выплаты. По словам одного из авторов этой идеи, профессора Людмилы Ржаницыной, прожиточный минимум обеспечивает физическое выживание, а стандарт – достойный уровень жизни, при котором родители будут тратить весь доход не только на питание, но и покупать детям развивающие игры, вывозить их на отдых и водить на занятия в платные кружки.