Во вторник в Приволжском райсуде Казани возобновился процесс по делу о пытках в отделе полиции «Дальний». Начался он еще в июне, но с тех пор суд так и не смог приступить к изучению материалов по существу. Сначала стороны решали технические вопросы, потом дело было решено отправить на доработку следствию.
Лишь после того, как Верховный суд Татарстана отменил это решение, дело вернули в районный суд, и он наконец смог приступить к разбирательству по существу.
Начало первого полноценного заседания было назначено на утро, но и тут возникли накладки. Из-за путаницы в делопроизводстве начало слушаний было перенесено почти на три часа: кто-то из участников процесса получил повестку на 10 часов утра, кто-то – на 12.45.
Кроме того, более чем из десятка потерпевших в суд явились лишь двое.
Даже руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов, представляющий интересы восьми потерпевших и всегда ратовавший за максимально быстрое рассмотрение дела, также припозднился на полчаса.
«Мы надеемся, что чтение обвинительного заключения обойдется одним днем, — сообщил он перед началом заседания. — Да, в нем тысяча с лишним страниц, однако Уголовно-процессуальный кодекс позволяет зачитывать его не полностью, а лишь положения по существу».
На вопрос «Газеты.Ru», почему потерпевшие проявляют столь удивительное равнодушие к процессу, Игорь Шолохов ответил, что, «возможно, они не хотят лишних моральных страданий». Этим же правозащитник объясняет их нежелание каким-либо образом комментировать свое участие в процессе.
«В деле фигурируют интимные подробности, оглашать которые потерпевшие не считают возможным», — сказал Шолохов.
Хотя, напомним, все потерпевшие, в том числе подопечные Шолохова, в свое время ратовали за проведение судебных слушаний в открытом режиме, объясняя это необходимостью известить широкую общественность о зверских методах, применяемых татарстанскими полицейскими. Решение суда первой инстанции о проведении слушаний в закрытом режиме — тогда судья счел, что некоторые данные «могут пошатнуть морально-нравственные устои общества» — правозащитники пытались оспорить в Верховном суде Татарстана, однако решение райсуда тот оставил в силе.
В свою очередь помощник руководителя Казанского правозащитного центра Булат Мухамеджанов рассказал «Газете.Ru», что их организация сама ходатайствовала о том, чтобы в суд потерпевшие приглашались только тогда, когда будут рассматривать эпизоды с их участием.
«Кто-то учится, кто-то работает, кому-то вообще приходится из другого города приезжать, — пояснил Мухамеджанов. – Какой смысл их приглашать на каждое заседание?»
Соответственно, суд отклонил ходатайство адвоката одного из подсудимых, просившего отложить рассмотрение дела до обеспечения явки всех потерпевших.
Как и предполагал Шолохов, обвинительное заключение было зачитано не в полном объеме.
На вопрос заместителя прокурора Приволжского района Казани Ильнура Гарифуллина: «Признаете ли вы себя виновными?» — все подсудимые ответили отрицательно.
Затем прокурор предложил следующий «оптимальный» порядок ведения судебного следствия: допрос потерпевших, опрос свидетелей, оглашение материалов уголовного дела и затем допрос подсудимых. Несогласных с предложением не было.
На следующем заседании, которое назначено на 23 сентября, первым будет допрошен брат погибшего жителя Казани Сергея Назарова, с расследования обстоятельств смерти которого в марте 2012 года и началось это дело. Как выяснилось, он был доставлен в отдел полиции «Дальний» за преступление, которого не совершал. По данным следствия, выбивая нужные показания, полицейские в итоге запытали мужчину до смерти, насилуя бутылкой из-под шампанского.
На скамье подсудимых восемь человек: бывшие заместитель начальника отдела уголовного розыска 25-летний Алмаз Василов, начальник отдела уголовного розыска 31-летний Айнур Рахматуллин, начальник криминальной милиции, заместитель начальника отдела полиции 26-летний Фаиль Сабирзянов, оперуполномоченные 25-летний Рамиль Ахметзянов, 24-летний Ильнар Ибатуллин, 29-летний Амир Шарафуллин, 28-летний Александр Фадеев и 23-летний Денис Васильев.